Средневековая руская письменная культура, культура грамотности, если хотите, достаточно многообразна. Мы с вами не будем читать умные пояснения и разъяснения, а просто посмотрим на мир руского грамотного человека.
Для этого мы совершим путешествие по разным музеям. Фотографии вы уже видели, но здесь они собраны по тематическому принципу.

Что касается общей информации по этому вопросу, можете посмотреть страничку моего предыдущего сайта: «Древнеруские летописи»

Из найденных мной в интернете ресурсов. могу порекомендовать следующее:

На этом замечательном сайте выложены древнеруские летописи, берестяные грамоты с переводами на современный русский язык, рукописные книги:
«Рукописные памятники Древней Руси».

На сайте "Русский город" есть, например, такая книга М.Д.Присёлкова:
«История русского летописания XI-XV вв.»

Кроме того, берестяные грамоты:
«Грамота.ру»

Цифровую копию Лаврентьевской летописи вы можете посмотреть на сайте «Президентская библиотека Б.Н.Ельцина»




Теперь давайте визуально посмотрим на мир грамотного руского человека: "Аз (я) Буки (буквы) Веди (знаю)"

Никакого всеобщего образования в то время не было. Грамоте учили для вполне конкретных вещей: торговля, административное делопроизводство, чтение церковных книг. Обучение стоило денег. Без денег, как я понимаю, учили при монастырях или при церквах своих служителей культа. При этом существовала проблема неграмотных священников.
Грамоте так же обучали с помощью надомных учителей, разумеется, за деньги.
Светских школ, а тем более университетов, в то время на Руси не было.


Писала - средневековые ручки или карандаши.
Металлические или костяные, простые или с украшениями.
Пергамент и чернила стоили очень дорого, так что обучение грамоте, как я понимаю, начинали с использования писал. Царапали писалами буквы.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".





Футляры для писал.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".





Азбука.
Похоже, процарапана писалом.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".




Церта - дошечка для написания на воске.
Очень удобная для обучения грамоте: написал - стёр.
Обратите внимание на писала, сделанные из кости. Это не просто заострённая палочка, а маленькое произведение искусства.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".





Простейший и доступный носитель информации - береста.
Судя по всему, письмо писал, т.е. был грамотным, человек не знатный, простолюдин.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".





Береста с рисунком. Судя по рисунку, рисовал ребёнок. Возможно, во время занятий.
А нас учителя ругали, что мы на уроках отвлекаемся )))

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Давайте посмотрим на государственные документы того времени.
Юридический документ скреплялся печатями. Печатей, в зависимости от количества лиц, заверяющих документ, могло быть значительно больше.

Фотографию нашёл на сайте Российской государственной библиотеки, но пояснений, что это за документ, не нашёл.
Фотография отсюда: «Российская государственная библиотека»






Договорная грамота (копия) Дмитрия Донского и Олега Рязанского - 1382 год. Список XV в. Копия.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





Договорная грамота (копия) Дмитрия Донского и Олега Рязанского - 1382 год. Список XV в. Копия.
Фрагмент.
Проще прочитать эту грамоту, чем рецепты современных врачей.)))
Сужу по собственному опыту.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Обратите внимание на длинные грамоты. Так вели делопроизводство в то время.
К первоначальному тексту, если требовалось, доклеивали вставку, затем, если надо, доклеивали ещё одну вставку и т.д..
Так что законченная грамота могла быть очень длинная.
Разумеется, существовали способы технической защиты от "несанкционированных вставок".
Пойманных за "несанкционированные вставки" ждало жестокое наказание.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





Судебник Ивана III, от 1497 г.- первый свод законов Русского централизованного государства. Список XVI в.

"Государственный исторический музей". Москва






"Никоновская летопись" - официальная великокняжеская летопись.
Сер. XVI в. Список XVII в. (Копия)
Никоновская летопись второй редакции описывает события с древнейших времён до 1558 года.
В 60-х годах XVI века была создана редакция Никоновскоq летописи c 16 000 (Шестнадцатью тысячами !) рисунков - Лицевой свод.

"Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".






"Ушкуйники". От слова "Ушкуя" - новгородское судно.
Миниатюра из руской средневековой летописи.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".






Копии.
Слева вверху - Летописная повесть о битве на реке Сить. XIII в. Список XVII в. (Копия)
Слева внизу - Летописная повесть о взятии города Владимира. XIII в. Список XVII в. (Копия)
Вверху, в центре - Легенда о граде Китеже. XIII в. Список XVIII в. (Копия)
Внизу, в центре - Житие Василька Ростовского. XIII в. Список XVII в. (Копия)

"Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".






"Сказание о мамаевом побоище".
Первая четверть XV в. (Копия)

"Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".






Давайте посмотрим церковные книги.

Палея толковая и Сказание о Борисе и Глебе.
Великий Новгород. 10-20-е годы XVI в.

"Государственный исторический музей". Москва.






"Мстиславово Евангелие".
Писец Алекса, златописец Жаден. До 1117 г.
Оклад сделан в Великом Новгороде около 1551 года с использованием пластин перегородчатой эмали из Византии X-XI вв. и пластин перегородчатой эмали руской работы середины-2-й половины XII в.

"Государственный исторический музей". Москва.






"Апостол" из Спасо-Мирожского монастыря. 1307 г.. Копия.

"Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".






"Палея" из Спаса-Мирожского монастыря. 1478 г.. Копия.

"Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".






Теперь мы посмотрим другие "носители информации".

Надпись на камне "Лета 7000 пре...." (1492 год)

Церковь Трифона в Напрудном. Москва.






Поклонный крест. Ростов Великий. XIV век.
Такие кресты ставили на могилы богатых и знатных людей.

Над крестом видны тексты средневековых документов.
"Государственный исторический музей". Москва.






Поклонный крест. Ростов Великий. XIV век.
Фрагмент.






А такие ставили на могилы для простых людей.

Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск".






Чаша. Серебро.XIV в.
На сосудах, тарелках и других подобных предметах из драгоценных металлов часто делали различные надписи.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






"Керамида". 1558 г.
Как я понимаю, керамическая надгробная плита.
На керамиде написано:"Лета 7067-го октября 28 день убиен бысть от немец Иван Федоров сын Чихачёва на рати"

Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".






В завершении нашей главы посмотрим некий образ, символ грамотности: "Стенд книжных мудрецов".
Знания преумножают печаль.

"Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублёва".