ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
X-XV вв.

ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Церковная организация Новгородской республики
Схема № 1. Церковная организация Новгорода до 1400-х годов.
Схема № 2. Семисоборная организация после 1400-х годов.
Схема № 3. Административная церковная вертикаль в Новгороде до и после 1400-х годов. (Объединённая схема)
Схема № 4. Иерархия Новгородских монастырей, административных центров Новгорода.
План № 1. План древнего Новгорода X-XIV вв., по Б.А.Колчину и В.Л.Янину. Церковная организация до 1400-х годов.
План № 2. План древнего Новгорода X-XIV вв., по Б.А.Колчину и В.Л.Янину. Семисоборная церковная организация после 1400-х годов.
Схема № 5. Расположение монастырей, административных центров Новгорода.
Фото. (Современный) Новгород с высоты птичьего полёта. Территориальное кончанское деление средневекового Новгорода.
Фото. (Современный) Новгород с высоты птичьего полёта. Территориальное расположение некоторых средневековых монастырей.

Схемы я рисовал сам, используя возможности фотошопа.
Планы Новгорода (№1 и №2) из монографии "Древняя Русь. Город, замок, село", М., "Наука", 1985, стр. 123, таб.23., которые я раскрасил в фотошопе и добавил необходимую информацию.
Основной материал для написания текста, а так же для Схем и Планов я взял отсюда:
О.В.Кузьмина. "Республика Святой Софии". Глава 1. 1.2. "Церковная организация Новгородской республики", с.68-109, М.: "Вече", 2008
В.Л.Янин "Новгородские посадники", М. "ЯСК", 2003 г.
В.Л.Янин. "Средневековый Новгород". М., Наука, 2004.



В этой главе мы рассмотрим (в широком смысле) церковную организацию города Новгорода. У меня нет данных, как строилась церковная организация всего новгородского государства, но исходя из моего мнения о самой сути новгородского города-государства, я могу предположить, что похожая административная система управления распространялась на всю Новгородскую землю. Предлагаю вам административную схему управления Новгородской землёй. Похожая, но более простая схема, ввиду небольших размеров, была в псковском государстве.
Соотношение административных единиц новгородского государства. Схема.
Большой объём информации вы найдёте в книге О.Кузьминой "Республика Святой Софии". У меня книга в бумажном исполнении, но я встречал её в интернете.
Ещё одна работа, которую я видел в интернете: А.Е.Мусин "Загадки дома Святой Софии. Церковь Великого Новгорода в X-XVI веках".



Возглавлял новгородскую церковную иерархию архиепископ.
Резиденция архиепископа располагалась в самом сердце Новгорода - в новгородском детинце или "Граде", как называли его новгородские летописцы.
Здесь, на Владычном дворе, проходили собрания, встречи, пиры и т.д. имеющие не только общегородской, но и общегосударственный характер. По мнению В.Янина на Владычном дворе собирался "Совет господ", высший орган (боярской) новгородской республики
Сегодня, с помощью современной техники, мы можем увидеть резиденцию новгородских архиепископов.
Резиденция новгородских архиепископов.


СХЕМА № 1.
Церковная организация Новгорода до 1400-х годов.

Здесь мы расматриваем церковную организацию в узком смысле, т.е. непосредственно иерархию новгородских церквей.
Главным собором (главной церковью) города Новгорода на протяжении всего рассматриваемого нами исторического периода, т.е. до 1500-х годов, был Софийский собор. "Где Святая София, там и Новгород" - говорили новгородцы. Что представляет собой Софийский собор вы можете посмотреть в этой главе:
«СОФИЙСКИЙ СОБОР»
Строительство первого, ещё деревянного Софийского собора, относят к 989 году, но дата выводится, как я понимаю, из даты крещения новгородцев. А вот время строительства каменного собора, дошедшего до наших дней, известна.
1044 год— «СъгорЂ святая София, въ суботу, по заутрьнии, въ час 3, мЂсяця марта въ 15. Въ то же лЂто заложена бысть [каменная] святая София НовЂгородЂ Володимиромь князЂмь [Сам факт заложения каменного собора говорит о том, что всё готовилось заранее. Добыть и привезти камень, другой строительный материал в окрестностях Новгорода не так просто, тем более, в то время]».
Софийский собор был казнохранилищем всего новгородского государства. Государственная казна и государственные акты средневековых европейских городов хранились в зданиях Ратуши, а вот в античном ещё республиканском городе-государстве Рим государственная казна и акты Сената так же хранилась в храме, только языческом - в храме Сатурна. Находился храм на римском Форуме, у подножья Капитолийского холма.
В античном городе-государстве Афины городская казна располагалась на чердаке главного храма Афин, посвящённого богине Афине. Храм располагался на Парфеноне. А вот городской архив, называвшийся «метроон», как и во всей античной Греции располагался в здании храма, посвящённого матери богов (Деметре, Кибеле или Рее).
В Пскове, таком же городе-государстве, как и Новгород, государственная казна и городской архив хранились в храме, но христианском. Это был кафедральный, т.е. главный собор Пскова - "Во имя животворящей Троицы".
В Софийском соборе так же хранили свои ценности наиболее влиятельные, статусные люди Новгорода. Здесь же велись общегородские, т.е. общегосударственные летописи. В соборе была своя библиотека, велась переписка книг. Можно прямо говорить, что Софийский собор был центром духовой и культурной жизни Новгорода того времени.
Около стен собора проходили вечевые собрания Софийской стороны и иногда всего Новгорода. На картинке (иконе?) средневекового Новгорода вы видели деревянный помост около южной стороны собора.
Другим, более известным местом вечевых собраний всего Новгорода был площадь около Никольского собора на Торговой стороне.

Следующим звеном в церковной иерархии была кончанская церковь. Город исторически делился на концы. Но городские концы Новгорода не стали с течением времени обычными городскими районами. Новгородские городские концы - это особые административные и политические единицы. Кроме того, городские концы являлись и коллективными землевладельцами.
Подхожий "кончанский механизм" существовал в псковском государстве и вы можете ознакомиться с ним, прочитав мою главу: ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ ПСКОВ.
До конца своего существования городские концы играли огромную роль в жизни Новгорода. В научной литературе Новгород иногда даже называют "федерацией городских концов".
В каждом конце была своя кончанская церковь. В кончанской церкви до определённого времени хранились документы городских концов. Если я правильно понимаю, с течением времени вся документация, связанная с административной деятельностью концов, была перенесена в кончанские монастыри, ставшими административными центрами кончанской жизни. Но времени, когда это произошло, я нигде в научной литературе не нашёл. В кончанских церквах хранились общекончанские ценности, реликвии, а так же ценности наиболее влиятельных людей в концах. Около кончанской церкви проходили вечевые кончанские собрания. Здесь же проводились общекончанские праздники, общекончанский трапезы - братчины. Здесь решались некоторые юридические вопросы кончанского значения.
Перечень кончанских церквей взят у В.Янина "Новгородские посадники" и у О.Кузьминой "Республика Святой Софии", но у меня возникли сомнения по поводу одной из кончанских церквей.
У В.Янина и у О.Кузьминой кончанской церковью Людина (Гончарского) конца названа церковь Михаила Архангела, но в Людином конце я не нашёл церковь Михаила Архангела.
На Софийской стороне церковь Михаила Архангела есть на Прусской улице, но вряд ли она могла быть кончанской церковью Людина конца хотя бы по той причине, что территориально находится и всегда находилась за пределами древнего Людина конца, см. Карту № 1.
А вот точку зрения А.Петрова о том, что кончанской церковью Людина конца нужно считать каменную церковь Бориса и Глеба я разделяю. В принципе, и сам Янин не отрицает такую вероятность. Хотя хорошо известно, что в то время церкви во имя Св.Бориса и Глеба, небесных покровителей Рюриковичей, обычно за свои средства строили князья.
Церковь Бориса и Глеба в Детинце.
Есть одно интересное летописное сообщение, которое, на мой взгляд, подтверждает мнение о кончанской церкви Бориса и Глеба, приведу его почти полностью
1220 год— «[Представитель смоленской ветви Рюриковичей Всеволод Романович, я так и не понял, по какой причине, решил насильно лишить посадничества Твердислава, убив его. Дело в том, что посадник Твердислав, выходец из Прусской улицы, представлял интересы Людиного конца Софийской стороны, а Софийская сторона всегда поддерживала смоленскую ветвь Рюриковичей, приглашавшихся на княжение в Новгород]
...и вложи князю грЂхъ въ сердци, гнЂвъ до Твьрдислава, а без вины; и приде въ Новъгородъ, и възвади всь городъ, хотя убити Твьрдислава; а Твьрдислав бяше больнъ
И поиде князь Всеволодъ съ Городища съ всЂмъ дворомъ своимъ, и скрутяся въ бръне, акы на рать, и приеха на Ярослаль дворъ; новгородци [пришли на помощь] к нему въ оружии и сташа пълкомъ на княжи дворЂ. [Судя по дальнейшему тексту, вокруг князя собрались жители Славенского (Торговая сторона) и Неревского (Софийская сторона) концов].
Твьрдислав же бяше немоцьнъ, и вывезоша и на санкахъ къ Борису ГлЂбу [ по логике событий, его привезли не просто в одну из церквей на территории Людина конца, а в главную церковь Людина конца и (на то время) Прусской улицы], и скопишася о немь пруси [жители Пруской улицы - Софийская сторона] и Людинь коньць [Людин конец - Софийская сторона] и загородци [в этот раз на стороне Твердислава "загородцы" - Софийская сторона], и сташа около его пълкомъ и урядивъше на 5 пълковъ.
Князь же узрЂвъ рядъ ихъ, оже хотять крЂпъко животъ свои отдати, и не поеха, нъ присла владыку Митрофана съ всЂми добрыми повЂстьми;
и съвЂде и владыка въ любъвь, и крестъ цЂлова и князь и Твьрдислав. Богомь и святою Софиею крестъ възвеличянъ бысть, а дьяволъ попранъ; а братья вся въкупЂ быша.
Твьрдиславъ же съшьдъся съ князьмь въ любъвь, и лишися посадницьства: немочьнъ бо бЂ;
Надо отметить, что у Борисоглебской церкви, впрочем, как и у других средневековых новгородских церквей, была очень трудная "жизнь".
Заложили церковь в 1146 году, т.е. она достаточно древняя, как и Людин конец, хотя территориально находится на территории Детинца, "города" - града", как написано в летописях.
1146 год— «Томь же лЂтЂ съдЂлаша 4 церкви: святую мученику Бориса и ГлЂба въ градЂ....»;
Очень быстро на месте деревянной церкви построили каменную:
1167 год— «На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и ГлЂба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископЂ Илии»
1262 год— «Того же лЂта съгорЂ от грома церкы святого мученика Бориса и ГлЂба: горазда бо бяше и лЂпа [красива]»;
Вероятно, в начале 1300-х годов церковь рухнула, т.к. ещё в 1300 году в церкви был знаменован на владычную кафедру архиепископ Феофил.
1300 год— «ПриЂха Максим митрополитъ в Новъгородъ, и ростовьскыи епископъ Семенъ, и тфЂрьскы и епископъ АндрЂи, и поставиша архиепископа Новугороду Феоктиста; знаменаша его въ церкви святою Бориса и ГлЂба, мЂсяца июля 29; того же мЂсяца и поставиша его въ святои Софьи, на память святою апостолу Петра и Павла; и бысть радость Новугороду о своемь владыцЂ»; если не предположить, что сгоревшую церковь строили более 40 лет.
1305 год— «Того же лЂта священа бысть церкы святою мученику Бориса и ГлЂба великымъ священиемь архиепископомь новгородскымь Фектистомь, мЂсяца декабря 9, на зачатье святыя Анны, въ державу христолюбиваго князя Михаила».
1405 год— «ПогорЂ на Яне†улицЂ 15 дворовъ, а людии сгорЂ 6 головъ; посем погорЂ Людинъ конець и Пруская улица до Михаила святого, и в ДЂтинци до владычня двора, и сгорЂ церквии древяных 5, а каменыхъ огорЂ 12, и Борисъ ГлЂбъ церковъ вся выгорЂ, а людии сгорЂ 30»;
Церковь окончательно рухнула в 1652 (? даты в источниках различаются) году и больше не восстанавливалась.

Для сравнения, каменная церковь такого же древнего Славенского конца - Успения Богородицы на Торгу или Успения на Козьей Бородке, была построена в 1135-1144 годах
1135 год— «Въ то же лЂто заложи церковь камяну святыя Богородиця на Търговищи ВсЂволодъ, НовегородЂ, съ архепископъмь Нифонтомь»;
«Церковь Успения Богородицы на Торгу»
«Церковь Успения Богородицы на Торгу. Яндекс-карта, визуальное путешествие в наши дни»

А вот каменная церковь 40 Севастийских мучеников, ставшая кончанской церковью древнего Неревского конца, заложена в 1199 году:
1199 год— «Въ то же лЂто заложиша церковь камяну Святыхъ 40».

Кончанской церковью "молодого" новгородского Плотницкого конца стала церковь Иоанна на Опоках. Это одна из древних ногородских церквей, построенная ещё до того, как сформировался Плотницкий конец.
«Церковь Иоанна Крестителя на Опоках»
1127 год— «Заложи церковь камяну святого Иоанна [Иоанна Крестителя или Иоанна Предтечи] ВсЂволодъ НовЂгородЂ, на ПетрятинЂ дворЂ, въ имя сына своего» [общепринятое современное название церковь Иоанна на Опоках];
«Церковь Иоанна Крестителя на Опоках. Яндекс-карта, визуальное путешествие в наши дни»

Последней в ряду кончанских церквей была построена церковь Михаила Архангела на Прусской улице.
1088 год — «Священа бысть [ещё деревянная ] церкы святого Михаила».
Инициатором строительства новой каменной церкви стал новгородский посадник Твердислав, боярин с Прусской улицы.
1219 год— «Того же лЂта заложиста Твьрдиславъ съ Федоромь церковь камяну святого Михаила а другую святыхъ 3 отрокъ посторонь малу, съвЂршиша ю въ 4 дни»;
До наших дней древняя церковь не сохранилась.

Нижним, а можно сказать и базовым звеном подобной иерархии, были уличанские, т.е. уличные церкви. Такие церкви становились центрами улиц, уличанской повседневной жизни и мы можем сказать о них то же самое, что и о кончанских церквах.
Разумеется, было бы ошибкой считать, что исходя из их статуса уличанские церкви были "маленькие и захудаленькие". Всё зависело от богатства улицы, от богатства людей, проживавших на данной улице.







ПЛАН № 1.
"План древнего Новгорода X-XIV вв., по Б.А.Колчину и В.Л.Янину". Традиционная церковная организация до 1400-х годов.

На плане вы сможете визуально увидеть расположение кончанских церквей.
Обратите внимание, что все кончанские церкви располагались в историческом центре Новгорода, на краях городских концов. За исключением одной кончанской церкви - церкви Михаила Архангела на Прусской улице, т.е. кончанской церкви Загородского конца.






Современный Новгород с высоты птичьего полёта.
Взял отсюда:
«О Великом Новгороде»

На современном фото жёлтыми точками я нарисовал очень примерные границы древних новгородских концов. Трудно провести точные границы на фото, тем более, что я не видел научных карт с подобными границами.
Древние концы:
Ск - Славенский конец;
Лк - Людин (Гончарный) конец;
Нк - Неревский конец;
Молодые концы:
Пк- Плотницкий конец;
Зк - Загородский конец.
Д- Детинц или "Град" в новгородских летописях.

Кроме того, точками лилового цвета я обозначил расположение кончанских церквей.
Но кончанская церковь Неревского конца - 40 Севастийских мучеников, обозначена у меня очень приблизительно, а кончанская церковь Загородского конца - церковь Михаила Архангела, за пределами фото.
Буквой "В" обозначена церковь Св.Власия.








СХЕМА № 2
Семисоборная организация Новгорода после 1400-х годов по Семисоборной росписи конца XV - начала XVI вв.

В.Л.Янин. Средневековый Новгород. М., Наука, 2004. Приложение: "Семисоборная роспись Новгорода".


В XV веке городские приходские церкви объединили в особые соборные участки во главе с соборными церквами. Когда стала действовать семисоборная система в Новгороде точно не известно. Первое сообщение, которое позволяет нам предположить о существании подобной административно-церковной системы, датируется 1386 годом.
1386 год— «На четвертыи день по Крещении в понедельник, по обедех, примчеся весть в город, что стоит князь велики Дмитрии и со всею силою своею на Жилотуге. И новгородцы вси, доспесех [надев доспехи], выехаша на Жилотугу, бяше сила велика, светла рать новгородская коневая и пешая рать, велми много ахвочих битися [как метко, ёмко и кратко написано "очень много желающих подраться" ! новгордцы же !]»;
[Новгородцы сожгли монастыри около города, а так же расположенные около города дома, чтобы войска Москвы не могли в них разместится или использовать строительный материал для осады и одновременно послали к Дмитрию новую делегацию] И послаша в великому князю Дмитрию Ивановичу новгородци анимандрита Давыда и с ним 7 попов да 5 человек житиих, и с конца по человеку».
Возможно, считает О.Кузьмина, это первое прямое упоминание о новой, семисоборной организации в Новгороде. В.Янин также допускает такую возможность. Но первое бесспорное прямое упоминание о семисоборном делении в сообщении новгородских летописей за 1417 год.
1417 год— «В то же лЂто и зиму бЂ моръ страшенъ в НовЂгородЂ на людех, и в ЛадозЂ, и в РусЂ, и в ПорховЂ, и во ПьсковЂ, и въ Торжьку, и въ ДмитровЂ, и во ТфЂри, и по властемъ и по погостомъ. И како могу сказати ту бЂду страшную и грозную, бывшюю в весь моръ; кака туга живым по мертвыхъ, понеже умножишася умерших въ градЂх и селех, тЂм же едва успЂваху живии мертвых опрятывати, на всякъ день умираху толко, яко не успЂваху погрЂбати их, а дворовъ много затвориша безъ людии. Преже яко рогатынею ударить и явится железа, или начнет кровию хракати и потомь дрожь имет и огнь ражьжет по всЂмъ суставам человЂческымъ естественым, и недуг походит; и в то болЂзни мнози, лежавъ, изомроша. МнозЂх же крестиянъ богъ помилова своею милостию: отъидоша житья сего въ аггельском чину, от архиереи маслом мазавшимся; и два посадника преставистася в том же чину: Иванъ Олександрович, Борисъ Васильевич. А владыка Семеонъ съ всею седмию сборовъ [первое бесспорное прямое упоминание о семисоборном делении в новгородской церковной организации] и съ крестианы, со кресты обходи около всего великаго Новагорода, молися богу и пречистЂи его матери о престатьи гнЂва божиа. А крестианы о†на конех, а друзии пЂши, из лЂса беръвна привозивъ, поставиша церковь святую Ностасью в память ея, и свяща ю архиепископъ Семеонъ того же дни и святую литургию совръши; а въ остаточных беръвнах поставиша церковь святого Илью конець Прускои улицЂ; а новоторжанЂ такоже единЂмъ утром святого Афанасиа, и литургию свершиша».

Соборный храм отличался от рядовых церквей тем, что в нём велись ежедневные богослужения. Обычные церкви, ввиду недостатка в средствах, позволить себе ежедневные богослужения не могли. В соборных церквах службы совершали поочерёдно священники со всех церквей соборного участка. У нас нет документов по Новгороду, но мы знаем, как организовывалась подобная служба в Пскове. Вероятно, подобный механизм был и в Новгороде. Священники создавали общий фонд, куда каждый из них вносил паевой взнос - "вкупу". На основе взносов создавалась соборная казна. Впоследствии доходы от церковных служб и т.д. окупали взносы. Вероятно, поочерёдная служба служила механизмом перераспределения доходов между попами.

Нельзя сказать, что сама по себе ежедневная служба была неизвестна Новгороду до этого времени. Я думаю, хотя точных сведений у меня нет, ежедневная служба всегда велась в Софийском соборе. Кроме того, в новгородской летописи мы встречаем любопытное упоминание:
1313 год— «Того же лЂта священа бысть церкы каменая святого Николы в Неревьскомь конци, юже созда архиепископъ Давыдъ [архиепископ Новгорода !], и створи в неи вседеньную службу, и черньци совъкупи [как я понимаю по смыслу, имеется ввиду объединение попов из нескольких церквей для ведения ежедневной службы]».
Таким образом, создание церквей с ежедневной службой, т.е., соборов, соборной системы, не было новшеством для Новгорода и имело целью, по меньшей мере, охватить вседневными службами всю территорию Новгорода.

В.Янин считает, что семисоборная система заменила собой, поглотила прежнюю кончанскую систему. В состав семисоборных церквей вошли Софийский собор, четыре кончанские церкви из пяти. Было два исключения. Соборной церковью Людина конца стала церковь св.Власия, епископа Севастийского на Волосовой улице вместо прежней церкви Бориса и Глеба (?). Точных сведений, когда церковь Св.Власия вошла в число семисоборных (то есть, стала фактически кончанской церковью Людина конца) у нас нет. Можно предположить, что сразу же после строительства каменной церкви на месте старой, деревянной.
1407 год— «Поставаша церковь камену святыи ВласЂи в ЛюдинЂ концЂ»;
Но почему это произошло ? Возможно, церковь Св.Власия стала семисоборной позднее, во всяком случае, представляется практически не вероятным, чтобы кончанская церковь была деревянной до 1407 года.
«Церковь Св.Власия на Волосовой улице. Яндекс-карта, визуальное путешествие в наши дни»

В Неревском конце вместо упоминаемой в 1313 году (фактически соборной) Никольской церкви в соборную преобразуется бывшая кончанская церковь Сорока Севастийских мучеников. Но, и это особеность Неревского конца, появилась ещё одна соборная церковь - Яковлевский собор на Яковлевой улице. Таким образом, в Неревском конце появились сразу две соборные церкви из семи. По этому поводу В.Янин замечает, что в это же время на печатях Неревского конца появилась титулатура "Великий" - Великий Неревский конец. Однако в таком же "Великом" Славенском конце соборная церковь остаётся одна.

Дошедшая до наших дней Синодальная рукопись позволяет нам сделать предположение о количестве новгородцев, проживающих в городе в 1470-е годы. Для этого я воспользуюсь методикой Н.С.Борисова для подсчёта населения Москвы в 1343 году (Н.С.Борисов. "Возвышение Москвы", с.157).
Согласно Синодального списка в пределах валов Окольного города было 82 больших храма, 79 придельных церквей (приделов) и 2 загородные мирские церкви - всего 163 престола.
Будем исходить из среднестатистического распределения дворов к церкви: 1 церковь - 30-40 дворов, а в одном дворе около 10 человек.
Итого, общее общее количество новгородцев будет следующее:
84 церкви х 30 дворов = 2 520 дворов. 2 520 дворов х 10 человек = 25 200 человек.
82 церкви х 40 дворов = 3 360 дворов. 3 360 дворов х 10 человек = 33 600 человек.
В отношении приделов, я не уверен, что их можно считать в таком же порядке.
Кроме того, в Новгороде всегда жили люди, не являющиеся горожанами. Сколько их было, мы не знаем.
Но надо честно сказать, что при имеющихся сведениях подобные подсчёты можно назвать "умножением одного неизвестного на другое". Вот почему, я думаю, "специалисты с именем" стараются не ведет подобных подсчётов.





ПЛАН № 2.
"План древнего Новгорода X-XIV вв., по Б.А.Колчину и В.Л.Янину". Семисоборная организация после 1400-х годов.









СХЕМА № 3.
Административная церковная вертикаль до и после 1400-х годов.


Теперь предлагаю вам сводную, сравнительную схему церковной организации Новгорода до и после 1400-х годов.
В.Янин отметил, что принципиальных изменений не произошло. Практически те же кончанские церкви, за двумя исключениями, вошли в число семисоборных церквей.
Первое исключение - вместо предполагаемой кончанской церкви Людина конца - церкви Бориса и Глеба, мы видим Новую церковь - Власия на Волосовой улице.
Второе исключение - в Неревском конце появляется новая, дополнительная статусная церковь - Яковлевский собор. Можно сказать, что в Неревском конце появились
две кончанские церкви.







СХЕМА № 4
Иерархия новгородских монастырей.

По мнению В.Янина и О.Кузьминой, Юрьев монастырь и кончанские монастыри вписались в систему новгородского государства. Мы знаем о существовании Софийского собора, кончанских церквей, но не они, а именно Юрьев монастырь и кончанские монастыри стали местом, где с течением времени расположились некоторые магистраты Новгорода и администрация городских концов.
Подробная информация есть в указанной мной выше литературе, так что я останавлюсь только на одном моменте. Дошедшие до наших дней печати позволяют нам говорить, о том, что за одним исключением кончанские печати - это одновременно печати монастырей. Только одна печать, от Людина (Гончарского) конца, светская, хотя свой, кончанский монастырь у Людина конца был.
Великий Новгород. Кончанские печати.

Данная картинка показывает нам иерархию монастырей, вошедших в систему государственной организации Новгорода. Остальные монастыри я расположил ниже, исходя из их статуса по отношению к Юрьевому и кончанским монастырям. Однако в реальной жизни такие "обычные" монастыри могли быть не менее известными, богатыми и влиятельными.
Как я неоднократно замечал, всякая схема схематична и не отражает всех реалий жизни.

Информация о принадлежности монастырей городским концам основывается на работе О.Кузьминой "Республика Святой Софии", с.84.
Полное название монастырей звучит так:
Юрьев монастырь - Свято-Юрьев мужской монастырь, названный во имя Св.Георгия или Юрия на Руси. Монастырская церковь так и называется "Георгиевский собор".
«ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ»
«Георгиевский собор. Юрьев монастырь. Яндекс-карта, визуальное путешествие в наши дни»

Павловский монастырь - монастырь во имя Павла Исповедника. На сегодня не сохранился.

Благовещенский в Аркажах монастырь - здесь существует противоречивая информация. В разных источниках его называют "Аркажским Благовещенским" от церкви Благовещения или "Аркажским Успенским", от церкви Успения Богородицы, в зависимости от главной церкви монастыря. По некоторым доступным мне источникам, например, в Википедии, церковь Благовещения располагалась рядом с монастырём, не являясь её частью, так что правильное название монастыря Аркажский Успенский. Но я называю его Благовещенским исходя из мнения О. Кузьминой и В.Янина.
Любопытное сообщение я нашёл в Тверской летописи:
1188 год— «Тоя же лЂета заложи церковь камену Успенiе святыа Богородица въ Аркажи манастыри Семыонъ Дыбычевилъ...»
В новгородской первой летописи есть следующая запись:
1206 год— «ПрЂставися рабъ божии Митрофанъ, а мирьскы Михалько [Михалко Степанович - посадник от Прусской улицы, Людин конец], постригься у святЂи Богородици въ Аркажи манастыри маия въ 18, посадникъ новгородьскыи. Въ то же лЂто постави Твьрдислав [Твердислав Михалкович - сын Михалко Степановича, так же посадник от Прусской улицы, Людин конец] церковь на воротЂхъ въ Оркажи манастыри Михалковиць, святого Сьмена Стълъпника, иже на ДивнЂи горЂ. [В Это время Прусская улица является частью Людина конца. Значительно позднее, дата спорная, формируется новый Загородский конец, основой которого являлась Прусская улица, со своим кончанским монастырём]
Кроме того, в новгородской третьей летописи есть прямое упоминание о Благовещенском монастыре:
1307 год— «[Есть и другая дата - 1308 год. Архиепископ Феоктист по болезни оставил свой стол и]...иде въ монастырь святые Богородицы БлаговЂщенiя, изволи въ молчаливом житiи пребывати»;
«Благовещенская церковь в Аркажах»
«Церковь Благовещения на Мячине (в Аркажах). Яндекс-карта, визуальное путешествие в наши дни»
В Софийской второй летописи, при перечислении земель, отнятых Иваном III у новгородских монастырей в 1478 году, написано так:
1478 год— «А у Юрьева монастыря в половине, что взял князь великий, 720 обежеи, а у Аркажа 333, а у Благовещенского 253, а у Никольских Нероновского [ Неревского В.Замятин] конца 251, а у Онтонова [Антониева - В.Замятин] 50 сох, а у Михайловского 100 обжеи без три» (л.263).
Таким образом, Аркажский и Благовещенский - это разные монастыри. Может быть они расположены рядом ?
Кроме того, слово Аркажи - производное от имени Аркадий - основателя монастыря, так что в некоторых источниках его называют просто "Аркадиевым монастырём" и это тоже порождает проблему.

Монастырь Николы Белого и Николы на Поле - монастыри во имя Николая Святителя или Николая Чудотворца или Николая Мирликийского.

Антониев монастырь - назван в честь основателя и первого настоятеля монастыря Антония Римлянина, "чудесным" образом попавшего в Новгород.


Ещё одна информация, которую я хотел бы изложить. В.Янин (далее ссылки на его книгу "Средневековый Новгород"), предположил, что подлинным кончанским монастырём Славенского конца был не монастырь Павла Исповедника, а Михайловский Сковородский монастырь, или монастырь Михаила Архангела на Соковороде (с 241-242). Хотя здесь у Валентина Лаврентьевич явно взаимоисключающая информация. В одном месте Янин пишет, что «Михайловский сковородский монастырь находится у Славенского конца» (с 241), а чуть дальше, что «Михайловский Сковородский монастырь расположен в 3 км. от Новгорода в труднодоступной местности» (с.242.), что в контексте наших рассуждений явно не одно и то же. Ввиду труднодоступности Михайловского Сковородского монастыря, считает Янин, его филиалом или подворьем был Павловский монастырь. (с.242). Однако в таком случае трудно понять, зачем вообще делать труднодоступный монастырь кончанским, если учитывать, что в нем сосредотачивается повседневная работа кончанской организации ? Да и дошедшие до нас печати Словенского конца всё же печати Павловского монастыря, а не Михайловского Сковородского.
Та же логика у В.Янина и в отношении "Аркадиева монастыря", филиалом или подворьем которого был монастырь Николы на Поле для Загородского конца. Но Аркажский монастырь хотя и расположен от средневекового Новгорода не очень близко, находился на древней дороге, так что доступ к нему был не труден.
Кроме того, в тексте у В.Янина монастыри перечислены так: «Такими особенностями обладали владения Юрьева, Антониева, Аркадиева, Благовещенского, Никольского Неревского монастыря, демонстрируя последовательное совпадение со списком предполагаемых кончанских монастырей» (с.242). Получается, что Аркадиев (Аркажский ?) и Благовещенский (Аркажский ?) монастыри не одно и тоже.
Кроме того, по В.Янину «Благовещенский монастырь находится недалеко от Людина конца; показательно, что в новгородских писцовых книгах он именуется "Благовещенским из Горончарского конца монастырём" тождество названий "Людин конец" и "Горончарский конец" общеизвестно. Аркадиев монастырь расположен в местности, противолежащей Загородскому концу» (с.241)
Тут либо в тексте явная опечатка, либо я чего-то не понял. В таких случаях идеальным является наличие научной карты или схемы. Но я такую пока не нашёл, так что рисую свою, опираясь на точку зрения О.Кузьминой по принципиальному соответствию монастырей городским концам, а так же территориальному размещению монастырей на основании информации, полученной из интернета.


Давайте ещё раз вернёмся к Софийской второй летописи:
1478 год - «А у Юрьева монастыря в половине, что взял князь великий, 720 обежеи, а у Аркажа 333, а у Благовещенского 253, а у Никольских Нероновского [ Неревского В.Замятин] конца 251, а у Онтонова [Антониева - В.Замятин] 50 сох, а у Михайловского 100 обжеи без три»
Общее количество монастырей - отдельно Юрьев и ещё 5 монастырей, соответствует количеству концов - 5.

Вот цитата из книги В.Н.Бернадского "Новгород и Новгородская земля в XV в.", с. 316:
«...Согласно их [летописцев - В.Замятин] рассказу, сначала великим князем был поставлен поставлен вопрос о передаче ему половины владычных волостей и половины владений шести крупнейших монастырей (Юрьева, Аркажского, Благовещенского, Антонова, Никольского у Неревского конца и Михайловского на Сковороде)...»

В контексте нашей главы следует отметить, что историкам не до конца понятен принцип, по которому отбирали землю у монастырей. Юрьев монастырь был встроен в государственную систему Новгорода, здесь сомнений нет. Никольский (или Никольские, множественное число ?) прямо указан как кончанский, т.е встроенный в государственную систему, а вот остальные монастыри ? Никаких, даже общих указаний на их кончанский статус в летописях нет.
Возможно, землю отбирали у наиболее крупных, имеющих большие земельные наделы монастырей и расположенных около Новгорода. То есть, эти земли можно было отдать московским княжеским слугам в виде натуральной оплаты труда - поместье. Насколько я помню, в Новгородской земле известны крупные монастыри, расположенные далеко на Север и Северо-Восток от самого Новгорода, так что отдавать эти труднодоступные земли своим военным слугам не имело практического смысла. Что-то вроде: "локоть близко, да не укусишь".
Тот же Бернадский в числе крупнейших землевладельцев-монастырей называет Юрьев, Хутынский и Аркажский монастыри. Но Хутынский, Соловецкий и Клопский монастыри, по мнению О.Кузьминой, оказывали идеологическую поддержку Ивану III, так что понятен мотив исключения Хутынского, Соловецкого и Клопского монастырей из "списка монастырей, подлежащих неп'еменному раскулачиванию".






СХЕМА № 5.
Расположение монастырей - административных центров Новгорода.
(Фото размещения монастырей смотрите ниже)

В интернете нашёл схему, на которой отмечены прилегающие к Новгороду монастыри, но без ссылок на источник и подробного описания. Я удалил всё лишнее и оставил только нужные мне Юрьев и Аркажский Благовещения монастыри. Затем разместил остальные кончанские монастыри, исходя из доступной мне информации.
Для информации добавил и Михайловский Сковородский монастырь.
«Юрьев монастырь. Яндекс-карта, визуальное путешествие в наши дни»
Так что я рассматриваю свою схему как картинку, особенно в части расположения монастыря Николы Белого - кончанского монастыря Загородского конца.

Обратите внимание, что кончанский монастырь древнего Славенского конца, - Павловский монастырь, расположен внутри города. А вот кончанский монастырь древнего Людина конца, - Благовещенский в Аркажах, расположен достаточно далеко от города, но по дороге к Юрьевому монастырю и далее к Перынскому скиту.
Ну и вопрос о существовании такого монастыря - Благовещенский в Аркажах не будем забывать.
Так же далеко от города расположен и Михайловский Сковородский (Михаила Архангела в Сковороде) монастырь.





На фотографии, которую вы уже видели, я отдельно разместил монастыри:
Ю - Юрьев монастырь.
Б - Благовещенский в Аркажах. Место его расположения я дал "приблизительно", по карте.
М - Михайловский сковородский монастырь. Место его расположения я дал "приблизительно", по карте.