ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ ПСКОВ.

"Старые" городские концы Пскова по В.А.Аракчееву.
из книги В.А.Аракчеев. "Власть прошлого: Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII-XIX вв." с.30

Схема № 1 и Схема № 2


Схема № 1





Схема № 2

За основу я взял план Пскова И.К.Лабутиной и нарисовал точками примерное положение городских концов.
Кончанские церкви из книги В.А.Аракчеева.
Для "старых" концов Пскова их расположение в пределах города 1309 года сомнений не вызывает.
Если мы посмотрим на схему, то увидим, что стена 1309 года частично разобрана, а кончанская церковь Боловинского конца, церковь Петра и Павла, находится за пределами города 1309 года. Таким образом, Боловинский конец " упирался в стену 1374-1375 гг.
Кончанская церковь Опоцкого конца Николы на Усохе так же расположена за пределами стены 1309 года, что позволяет быть уверенным в том, что и Опоцкий конец "упирался" в стену 1374-1375 годов.
Кончанские церкви Остролавицкого и Городецкого концов находятся в пределах стены 1309 года. И.К.Лабутина говорит, что по некоторым сообщениям псковских летописей можно осторожно предположить: Остролавицкий, Городецкий (у Лабутиной речь идёт о трёх концах, в том числе и об Опоцком) концы вышли за пределы стены 1309 года и точно так же "упёрлись" в стену 1374-1375 годов, т.е. "дошли" до четвёртой каменной стены.
Не известно другое, перешли ли эти концы за пределы четвёртой стены, и если перешли, то куда именно.
Топография городских концов важна тем, что в концах жили полноправные жители городской общины (горожане), а в посадах неполноправные (посажане). Расширение городской территории, т.е. увеличение территории городских концов, вело к увеличению полноправных членов городской общины - превращение посажан в горожан. На сегодня механизм включения в состав общины Пскова новых её членов не известен.