Псков.


Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Экспозиция «1100-летний Псков в истории России».


август 2013 г.



Вторая экспозиция музея, которую мы посетим.
Называется экспозиция: «1100-летний Псков в истории России».
Состоит экспозиция из трёх залов. Мы сейчас в первом зале. Назову его условно "Домонгольский Псков".

По этой лестнице мы потом поднимемся на второй этаж во второй зал.





Научная реконструкция (по черепам) людей X и XI вв.
На заднем фоне рисунок-реконструкция славянского святилища 1-й половины I тыс. н.э.
Ожерелье из амулетов из клыков и костей животных.
Горшки раннекруговые, лепные.





Модель-реконструкция корабля. IX-X вв.
Мне интересно, как такие корабли в реках против течения шли. По морям-океанам понятно, а вот в реках против течения.
Без бурлаков или вьючных лошадей долго не нагребёшься.






Как вы заметили, света мало, а в условиях недостаточной освещённости фотографировать " с рук", без штатива, удобно только общие планы.
В центре княгиня Ольга. Рисунок из Радзивилловской летописи.
Слева карта исторических топонимик и ранних городов.







Псков с самого начала своего существования был важным транзитным торговым центром. Транзитная торговля - основа богатства Пскова.
Этот стенд посвящён торговле.
Справа - шкура куницы - "куна". Очень удобный заменитель денег. Помните, дань "по куне с дыма". Вот такая шкура и есть "куна"
В центре - псковская берестяная грамота, конец XI - начало XII века.
Внизу - (вероятно, стандартный) брусок воска. Воск - один из главных руских сырьевых экспортных товаров.
Вверху, около куницы: гирьки, элементы весов, арабские дирхемы X-XI вв, пряслица из шифера, которые тоже иногда (сделанные из редких ценных материалов) могли служить заменителями денег.
Вверху слева рисунки-реконструкции купцов и процесса торговли.






Брусок воска.
Воск - один из основных экспортных товаров Псковской земли и Руси вообще.






Псковская берестяная грамота, конец XI - начало XII века.








Сети рыбаков.
Рисунки реконструкции ткацких станков - "Вертикального" вверху и "Горизонтального" внизу.






Формы и инструменты для литья.







Изделия псковских кузнецов.
Слева вверху - шипы для хождения по льду.







Второй зал. "От расцвета Республики до власти Москвы".
В глубине огромная карта Пскова, выполненная в технике иконописи.







С этого ракурса лучше видна карта Пскова.














Перед стенами Пскова стоят войска Стефана Батория.
Хорошо видно, какой огромный по своим размерам Псков.
Не зря С.Баторий, повидавший много европейских городов, был восхищён Псковом.





Пищаль "Медведь". Псковский мастер Семён Дубинин. 1590 год. Муляж.















Вверху - меч князя Довмонта - (в крещении) Тимофея. XIII век. Помните, "Довмонтов город". Тот самый знаменитый Довмонт.
Внизу - меч князя Всеволода - (в крещении) Гавриила. XV век.














Западноевропейское вооружение. XVI-XVII вв.














Благоверные Всеволод-Гавриил, Борис и Глеб. Икона. Начало XVII века.







Псков под властью Москвы.
Слева в середине - монеты Пскова, начала 1500 годов.
Справа в середине - монеты Ивана III
В центре - печать "псковской вотчины великого князя московского". Наглядный символ господства Москвы.




















Карта крепостей Псковской земли. XIII-XVI вв.
Картинки-реконструкции некоторых крепостей.






"Военный уголок".







Оружие псковичей в XIII веке.
Схема Пскова в XIII веке.







Оружие псковичей






Военные действия второй половины XIII века, кульминацией которых стало "Ледовое побоище".
В центре - схема "Ледового побоища"






Третий зал - "Культура Псковской земли".




















М.В.Шведенков. "Псков. XVII век." 50-е годы XX в.







Никола Можайский XVI век. Дерево.
Один из редких дошедших до наших дней образец резьбы по дереву.
Насколько я понимаю, почти все подобные средневековые изделия руских мастеров просто утеряны за прошедшие годы.











Видения старца Дорофея. Икона. XVIII век.













Икона.
Грамоты.
В центре, вверху - Послание старца Елеазаровского монастыря Филофея псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю "Москва - Третий Рим". 1523 г. Фрагмент. Копия.
В центре внизу "Евангелие Апракос" из Елеазаравского монастыря. 1532 год.





Рукописные книги.
Как утверждают филологи, единственный сохранившийся список "Слова о полку Игореве" был переписан в XIV веке на Северо-Западе Руси, т.е. где-то на Псковщине.
Так что здесь можно было выставить и копию "Слова о полку Игореве".





"Слово о погибели земли Руской"
Из сборника XII века.





"Апостол" из Спасо-Мирожского монастыря. 1307 г. Копия.






"Палея" из Спаса-Мирожского монастыря. 1478 г. Копия.






Предметы культа.






"Керамида". 1558 г.
"Лета 7067-го октября 28 день убиен бысть от немец Иван Федоров сын Чихачёва на рати"





Керамида. 1581 г.
"Лет(а) 7090-го декабря в 10 д(е)н(ь) преставися Ждан Иванович Квашнин а имя ему Матфей"