Москва. Государственная Третьяковская галерея. октябрь 2013 г. |
Московская школа иконописи. Очень красивые иконы классической московской иконописной школы я видел в Благовещенском соборе Московского Кремля. Но там фотографировать нельзя. Жаль. Обязательно выложил бы здесь для дополнения. |
В глубине зала - слева, в центре и справа вы видите видны иконы Андрея Рублёва. |
|
Слева, до арки, иконы Дионисия и его сыновей. За аркой иконы Андрея Рублёва. |
|
Иконы, по мнению специалистов, принадлежащие Андрею Рублёву. |
|
|
|
|
|
На дальней стене зала иконы Дионисия. Как Не специалисть, могу высказать своё мнение - Дионисий оказал большое влияние на формирование московской иконописной школы. Белый с золотом фон на иконах московской школы, мне так кажется, влияние Дионисия. Но я делаю вывод только на основании личных наблюдений. Так что моё мнение может быть и ошибочное. |
|
"Богоматерь". Дионисий. 1482 г. Обратите внимание, икона отличается от подобного типа руских икон того же времени. Белый фон на иконах. |
|
"Распятие". Дионисий. 1500 г. Обратите внимание, как отличается эта икона от традиционных. Фотография смазалась, но и здесь яркий белый фон. |
|
"Св. митрополит Алексий с житием". Дионисий. Начало XVI в. |
|
"Св. митрополит Алексий с житием". Фрагмент. Слева виден белый фон - на фотографии он затемнён. |
|
"Св. митрополит Алексий с житием". Фрагмент. |
|
"Св. митрополит Алексий с житием". Фрагмент. |
|
"Св. митрополит Алексий с житием". Фрагмент. |
|
Деисусный чин. Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром. 1500-1502 годы. |
|
|
|
|
|
|
|
"О тебе радуемся". Мастер круга Дионисия. Москва. Начало XVI в. |
|
"Иоанн Богослов на острове Патмос с житием". Мастер круга Дионисия. Москва. Начало XVI в. |
|
"Владимир, Борис и Глеб с житием". Москва. Первая четверть XVI в. |
|
"Владимир, Борис и Глеб с житием". Фрагмент. |
|
"Владимир, Борис и Глеб с житием". Фрагмент. |
|
"Шестоднев". Москва. Середина XVI в. |
|
"Богоматерь Ярославская и избранные святые". Складень трёхстворчатый. Москва. 1491 г. |
|
Теперь мы более пристально осмотрим иконы, которые, по мнению специалистов, написаны Андреем Рублёвым. Специалисты, описывая жизнь и работы Андрея Рублёва, постоянно употребляют слова: "вероятно", "предположительно", "считается". |
|
|
|
Деисусный чин. Даниил Чёрный, Андрей Рублёв и мастерская. 1408 г. В литературе встретил информацию о том, что концу жизни у Андрея Рублёва была своя иконописная мастерская, а сам Рублёв стал богатым человеком. |
|
Огромные иконы и очень неудачная подсветка, что удивительно для Третьяковской картинной галереи. Даже смотреть на иконы трудно, а уж качественно сфотографировать просто не получается. |
|
|
|
"Троица". 1420-е годы. Современный вид. На музейном стенде, рядом с большим окном и с современной подсветкой, икона более светлая, чем мы видим на фотографии. Недостаток фотографирования "с рук". Но в тёмном помещении средневекового храма икону, вероятно, видели такой. Сюжет иконы, насколько я понял, традиционный для греческой иконописи того времени. В научной литературе встречал упоминание о том, что наши специалисты, увидев подобную икону того же времени на Афоне, в первое мгновения подумали - "А что здесь делает Рублёв" ? Считается, что "Троица" наиболее достоверно принадлежит Андрею Рублёву. Икона много раз обновлялась (поновлялась), хотя в целом рисунок и композиция сохранили свой первоначальный вид. Изменены в сравнении с подлинным древним видом головы ангелов, которые были не такими выпуклыми и причёски, которые были не такими пышными, какими мы видим их сегодня. В живописном слое имеется много утрат и подновлений. |
|
"Троица". |
|
"Троица". Фрагмент. |
|
|
|
"Деисусный чин" ("Звенигородский чин"). Начало XV в. Первоначально икон было семь или девять. Мы видим иконы, сохранившиеся до наших дней. Иконы написаны для Успенского собора в Звенигороде. Отсюда и второе название - "Звенигородский чин". Специалисты считают, что иконы написаны Андреем Рублёвым, но никаких документальных подтверждений этому нет. |
|
"Архангел Михаил"- "Спас"- "Апостол Павел" |
|
Слева - "Архангел Михаил". Справа - "Спас". |
|
в центре - "Апостол Павел". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Праздничный чин". Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. 1408 г. |
|
"Благовещение". |
|
"Благовещение". Фрагмент. |
|
"Благовещение". Фрагмент. |
|
"Воскресение" - "Сошествие во ад". |
|
"Воскресение" - "Сошествие во ад". Фрагмент. |
|
"Воскресение" - "Сошествие во ад". Фрагмент. |
|
"Вознесение" |
|