ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ ПСКОВ. XIV-XV вв.

ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСКОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Схема № 1. Кончанская церковная организация Пскова к 1480-м годам.
Схема № 2. Шестисоборная организация к 1480-м годам.
Схема № 3. Административная церковная вертикаль в Пскове к 1480-м годам. (Объединённая схема)
План № 1. План древнего Пскова XIV-XV вв., по И.К.Лабутиной. Кончанская церковная организация к 1480-м годам (по В.А.Аракчееву).
План № 2. План древнего Пскова XIV-XV вв., по И.К.Лабутиной. Шестисоборная церковная организация к 1480-м годам.
План № 3. План древнего Пскова XIV-XV вв., по И.К.Лабутиной. Кончанская и шестисоборная церковная организация к 1480-м годам.
Схема № 4. Расположение монастырей в Пскове и его ближайших окрестностях по И.К.Лабутиной.

Схемы я рисовал сам, используя возможности фотошопа.
Планы Пскова (№1, №2, № 3 и схема № 4) из монографии И.К.Лабутина "Историческая топография Пскова в XIV-XV веках", М. "Наука", 2011 г., которые я раскрасил в фотошопе и добавил необходимую информацию.
Основной материал для написания текста, а так же для Схем и Планов я взял отсюда:
О.В.Кузьмина. "Республика Святой Софии". Глава 1. 1.2. "Церковная организация Новгородской республики", с.68-109, М.: "Вече", 2008
И.К.Лабутина "Историческая топография Пскова в XIV-XV веках", М. "Наука", 2011 г.
В.А.Аракчеев. "ВЛАСТЬ ПРОШЛОГО: Очерки истории и культуры псковской земли в XIII-XIX веках". Псков., Псковская областная типография, 2012.



В этой главе мы рассмотрим (в широком смысле) церковную организацию города Пскова. У меня нет данных, как строилась церковная организация всего псковского государства, но исходя из моего мнения о самой сути псковского города-государства, я могу предположить, что похожая административная система управления распространялась на всю псковскую землю. Предлагаю вам административную схему управления Псковской землёй.
Соотношение административных единиц псковского государства. См.Схему № 2.
Большой объём информации вы найдёте в книге О.Кузьминой "Республика Святой Софии". У меня книга в бумажном исполнении, но я встречал её в интернете.
Хотя книга посвещена истории Новгородской республики, большой объём информации в ней о "младшем брате Новгорода" - Пскове. Здесь я хотел бы высказать своё мнение о псковском понимании православия. Не являясь специалистом в данном вопросе я вижу его как наиболее "обмирщённое", в каком-то смысле приближенной к протестанской версии христианства. Но можно сказать и иначе, это, скорее, языческое христианство, христианство язычников, или язычество античного типа, принявшего образ христианства.



Возглавлял псковскую церковную иерархию новгородский архиепископ. Все попытки псковичей учредить свой, отдельный пост независимого от Новгорода главы псковской церковной иерархии не увенчались успехом.
Общее количество церквей Пскова, прослеживаемое по сообщениям псковских летописей - 29. Как пишет И.Лабутина: "Список церквей, составленный на основе летописных данных в отличие от основного списка монастырей, не нуждается в пополнении по другим источникам. Попытки найти в одновременном материале другие церкви, не упомянутые в летописи, не дали результата".
Общий рост экономики, благополучия псковского государства отражался и на росте общего количества церквей и монастырей. До определённого периода, церкви строили в небольшом количестве.
Вот, что пишет И.Лабутина: "Начиная с середины 60-х годов XIV в. в Пскове наблюдается невиданный подъём церковного строительства. Старые церкви перестраиваются в камне... В начале 70-х годов отмечаются редкие, если не сказать беспрецедентные, случаи переноса церквей (Власия, Петра и Павла)..." (с.293)
Что касается монастырей, И.Лабутина приводит в своей книге список из 39 монастырей, но он требует уточнений и дополнений как по общему количеству, так и по их топографии. Разумеется, какие-то монастыри были большими, какие-то маленькими.

Особенностью Пскова, где не было своего владычного двора, можно назвать существование в Довмонтовом городе или "в Домонтовой стене" что-то вроде религиозного центра. Насколько я понял, в широком смысле в него входил и расположенный рядом, на территории Крома, - Троицкий собор. По мнению историков, Кром - это государственный центр Пскова.
Среди историков нет единого мнения, где хранился ларь с государственной казной и государственный архив. Само по себе помещение называлось "сени", но вот было оно частью Троицкого собора, или находилось рядом с собором, представляя из себя самостоятельную часть вечевого (т.е. государственного) аппарата - вопрос спорный. Моё личное, не обоснованное источниками мнение, - это была часть Троицкого собора.
Осенью или в начале зимы 1480 года в Довмонтовой стене была построена изба для собрания священников. Построена изба на средства самих священников. Место расположение (старой, первоначальной) избы точно не установлено. По мнению самой И.Лабутиной, около Рыбницких ворот.


СХЕМА № 1. Церковная организация Пскова до 1480-х годов.


ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ
Перефразируя известную новгородскую поговорку, можно с полной уверенностью сказать: "Где Святая Троица, там и Псков".
Что представлял собой Троицкий собор в рассматриваемое нами время, вы можете увидеть здесь:
Троицкий собор в представлении современных исследователей.
Троицкий собор на иконе Жиглевича .
Кроме того, Г.Я.Мокеев предложил свою версию местоположения Троицкого собора в сознании псковичей того времени:
Символика Св.Троицы по Г.Я.Мокееву.

Первое упоминане о Троицком соборе в псковских летописях датируется 1138 годом. П1Л:
1138 год— «Тоя же зимы Всеволодъ [ в крещении Гавриил] преставися въ ПлесковЂ, мЂсяца февраля въ 11 день, въ четвергъ, масленыя недЂли; а в недЂлю положенъ бысть †церкви святыя Троица, юже бЂ сам создалъ».
Возможно, первая Троицкая церковь была построена ранее указанной даты, но это спорная тема для обсуждения специалистами. Я бы хотел отметить другое интересное обстоятельство. Посвящение главной церкви Троице явно выпадает из известной нам традиции Древней Руси. Почему это случилось, вот вопрос, на который мы, похоже, никогда не получим ответ.
Время строительства первого каменного здания церкви точно не известно. Н.Н.Воронин и П.А.Раппопорт связывают начало каменного строительства с канонизацией Всеволода - начало 90-х годов XII в. С этой гипотезой согласна И.Лабутина. Поддержал гипотезу своими аргументами А.И.Комеч.
Троицкий собор (по моему мнению) был казнохранилищем всего псковского государства. Здесь же хранился и государственный архив.
В соборе велось местное летописание, в Троицком скриптории переписывались книги.
В здании Троицкого же собора приводили к присяге служилых князей.
В здании собора хоронили умерших в Пскове князей, в том числе Всеволода и Довмонта (Доманта).
Я думаю, в данном случае мы можем ориентироваться на старшего брата Пскова - Великий Новгород. Государственная казна Новгорода хранилась в Софийском соборе. Где точно хранился городской архив я информации пока не нашёл, но, думаю, либо на владычном дворе, либо в Юрьевом монастыре. Во всяком случае, в Новгороде не было своей ратуши, совершенно точно.
Во время падения псковской республики, по приказу Ивана III:
1510 год— «И Генваря въ 13 день спустиша колокол вЂчной у святыя Троица, и начаша псковичи, на колокол смотря, плакати по своеи старинЂ и по своеи воли...». Возможно, я ошибаюсь в трактовке текста, но вечевой колокол явно находился на здании Троицкого собора.
Есть ли у нас аналогии этого явления ? Есть. В республиканском античном городе-государстве Рим общественная, т.е. городская казна и акты Сената хранились в храме, только тогда он был языческим. Храм был посвящён римскому божеству Сатурну и располагался на римском Форуме, прямо у подножия Капитолийского холма.
В античном городе-государстве Афины городская казна располагалась на чердаке главного храма Афин, посвящённого богине Афине. Храм располагался на Парфеноне. А вот городской архив, называвшийся «метроон», как и во всей античной Греции располагался в здании храма, посвящённого матери богов (Деметре, Кибеле или Рее).
Хочу отметить, что государственная казна и государственные акты средневековых европейских коммун хранились в специальных зданиях, называемых "Ратуша" и т.д. Как и у всех церквей у Троицкого собора были два старосты, которые заведовали хозяйственной жизнью. Учитывая важность Троицкой церкви, старостами были представители высшей элиты Пскова. Среди известных троицких старост псковские посадники Роман - 1401 г., Леонтий Макаринич и Юрий Тимофеевич - 1465-1466. Староста Троицы Арист погиб в бою, в 1406 году. В 1416 году старостами Троицы были Андрей Тимошинич и Осей, являющиеся одновременно старостами псковского купеческого объединения.
«ПСКОВ. ТРОИЦКИЙ СОБОР. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯНДЕКС КАРТЕ»

Кончанские церкви:

В каждом конце Пскова была своя кончанская церковь. Кончанская церковь строилась и ремонтировалась на средства всего конца, т.е. была ктиторская.
Если я правильно понимаю, в Пскове, отличие от Новгорода, так и не появились свои кончанские монастыри, так что кончанские церкви продолжали играть роль своеобразных административных кончанских центров. Здесь хранилась документация, связанная с административной деятельностью концов, хранились общекончанские ценности, реликвии, а так же ценности наиболее влиятельных людей в концах. Около кончанской церкви проходили вечевые кончанские собрания. Здесь же проводились общекончанские праздники, общекончанский трапезы - братчины. Здесь решались некоторые юридические вопросы кончанского значения.
Заведовали повседневной жизнью кончанских церквей церковные старосты. Должность церковного кончанского старосты была почётной и влиятельной, так что занимали её влиятельные, статусные общинники.
Перечень кончанских церквей взят у В.Аракчеева "ВЛАСТЬ ПРОШЛОГО: Очерки истории и культуры псковской земли в XIII-XIX веках", с.30, хотя такая же информация есть и у И.Лабутиной
Обратите внимание на время строительства каменных церквей трёх (из четырёх) "молодых" концов Пскова: Остролавицкого, Боловинского и Опоцкого.

Городские концы Пскова по В.А.Аракчееву и кончанские церкви по А.И.Лабутиной.
и
Этапы строительства городских стен Пскова»

ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ НА БОЛОТЕ В ОСТРОЙ ЛАВИЦЕ - кончанская церковь Остролавицкого конца.
Лавица - улица. Как я понимаю, название "Острая улица" перенеслось на весь район - конец. Может, улица была главной в этой городском районе или по ещё какой нибудь причине.
Вероятно, построена на рубеже 60-70-х гг. XIII. В это время, считает И.Лаюутина, могла находиться в пределах стена 1309 года.
В Псковской первой летописи, возможно, говорится именно об этой церкви:
1370 год— «Почаша ставити церковь каменую святого Георгiя на БолотЂ».
"Церковь Георгия на Болоте была древнейшим храмом (единственным) Остролавицкого конца" - пишет И.К.Лабутина.
В большом пожаре пожаре 1459(60) годов церковь сгорела и была выстроена в камне в 1493 году. Псковская первая летопись:
1493 год— «Поставлена бысть святый Георгiй на УзвозЂ, церковь каменаяЂ».
До наших дней на поверхности от церкви ничего не сохранилось.

ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА С БУЯ - кончанская церковь Боловинского конца.
Выражение "Буй", "с Буя", по мнению И.Лабутиной, возможно отражает существовавшее в то время рядом с (христианской) церковью (языческих) курганных захоронений.
По летописным сообщениям в 1299 и 1309 году церковь находилась на берегу Псковы.
После строительства каменной стены 1309 года церковь оказалась внутри городских стен. Псковская первая летопись:
1309 год— «Борисъ посадникъ съ псковичи заложи стЂну плитяну отъ святого Петра и Павла къ Великой рЂкЂ, индикта в 7, мЂсяца iюня въ 7».
В 1372/73 году церковь перенесли на новое место, недалеко от старого здания. Церковь стояла за пределами стены 1309 года, но в пределах новой защитной деревянной стены, которую затем заменили на каменную. Псковская вторая летопись:
1372 год— «Поставиша камену церковъ на дроугомъ мЂсте святыхъ апостолъ Петра и Павла: и освяща ю самъ Алексии архиепископъ въ свои приездъ».
Предположительно, древнейший храм Боловинского конца.
В дальнейшем церковь перестраивалась. Наиболее значительные перстройки произошли в XVI в.
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ ПЕТРА и ПАВЛА С БУЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯНДЕКС КАРТЕ»
«ПСКОВ.ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА С БУЯ. Современный вид»

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ СО УСОХИ (НА ВСОСЕ), (ОУ УПОКЕ) - кончанская церковь Опоцкого конца. "Всоха, Усоха - небольшое урочище или высохшее русло, входившее в состав более широкой территории - Вопоки" - И.Лабутина.
Время строительства первой, ещё деревянной церкви не известно, По летописным сообщениям каменное здание построили в 1370/71 году, т.е. ещё во время существования деревянной четвёртой стены. Псковская первая летопись:
1371 год— «Свершена бысть церковь святого Николы у Вопоки, камена».
Существующее здание построено в 1536 году
Псков. Церковь Николы со Усохи. Иконы. Праздничный чин. Деисусный чин. 1500 - 1550 годы".
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ СО УСОХИ. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯНДЕКС КАРТЕ»
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ СО УСОХИ. Современный вид»

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА АРХАНГЕЛОВ С ГОРОДЦА - кончанская церковь Городецкого конца.
"Городец" - огороженная территория, маленький городок. В данном случае он находился около стен древнейшего Пскова.
Церковь построили в пределах стены 1309 года. В то время стояла на улице Великая.
Первое сообщение о строительстве каменной церкви относится к 1339/40 году, но первое ли это здание церкви, или её возобновление - не известно. псковская первая летопись:
1339 год— «Заложена бысть церковь камена святого Архангела Михаила и Гаврила».
И. Лабутина осторожно предполагает, что речь идёт о возобновлении, т.е. на месте древней деревянной церкви построили новое каменное здание.
В 1468 году поп этой церкви Андрей Коза (Коза !!!) был посажен править пятью соборами Пскова.
Псков. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила. 1339 год. Рисунок-реконструкция"
Псков. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила. Иконы. Праздничный чин. между 1500 и 1550 годами"
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯНДЕКС КАРТЕ»
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА С ГОРОДЦА. Современный вид»

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА ЗАПСКОВЬЕ - кончанская церковь Богоявленского конца.
Предположительно, церковь была одной из первых, построенных в этом районе.
Вероятно, построена до строительства пятой, в то время ещё деревянной стены в 1465 году.
Каменная церковь построена в 1495/96 году, Псковская первая летопись:
1496 год— «Того же лЂта совершили церковь каменную святое Богоявленiе на Запсковьи»
Но уже в 1499 году Богоявленская церковь "огорела".
Среди специалистов считается образцом псковского архитектурного стиля конца XV - начала XVI вв.
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ С ЗАПСКОВЬЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯНДЕКС КАРТЕ»
«ПСКОВ ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ С ЗАПСКОВЬЯ. Современный вид»

ЦЕРКОВЬ КОЗЬМЫ И ДАМИЯНА С ПРИМОСТЬЯ - кончанская церковь Козмодемьянского конца;
Располагалась на дороге, идущей от моста через реку Пскова в Запсковье.
Время строительства первой церкви не известно. Известно, что в 1458 году церковь сгорела. Псковская первая летопись:
1458 год— «ПогорЂ все Запсковье отъ Богоявленского конца и до монастыря святого Воскресениiя, и церковь сгорЂ святого Козмы и Дамiяна»
Каменная церковь была заложена в 1462 году, рядом со старой, т.е. до строительства пятой, в то время ещё деревянной стены 1465 года. Псковская третья летопись:
1462 год— «Тогоже лЂта заложише церковь каменоу оу примостья на Запсковьи святого Козьмы и Демьяна князь псковскыи Володимеръ ОндрЂевич и посаднки степенныи, Зиновеи Михаиловичь». Обратим внимание на статус лиц, принявших участие в основании церкви.
Церковь пострадала во время большого пожара 1499 года.
А во время пожара 1507 года взорвался придел возле церкви, в котором хранился пушечный порох всего Козьмодемьянского конца, а колокола самой церкви оплавились и пришли в негодность.
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ КОЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА С ПРИМОСТЬЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯНДЕКС КАРТЕ»
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ КОЗЬМЫ И ДЕСЬЯНА С ПРИМОСТЬЯ. Современный вид»

Уличанские (уличные) церкви

Уличанские церкви строились на средства жителей улицы, т.е. были ктиторскими. Вокруг уличанских церквей концентрировалась жизнь низшего, наиболее массового звена в городской иерархии.
Здесь хранилась документация, если такая была, связанная с административной деятельностью улиц, хранились ценности, реликвии, товар людей, проживающих на данной улице. Около кончанской церкви проходили вечевые кончанские собрания.
Здесь же проводились общекончанские праздники, общекончанский трапезы - братчины. Здесь решались некоторые юридические вопросы кончанского значения.
Заведовали повседневной жизнью уличных церквей церковные старосты. Должность церковного старосты была почётной и влиятельной, так что занимали её влиятельные, статусные общинники данной улицы. Насколько я понимаю, благосостояние каждой такой церкви зависело от благосостояния жителей улицы.

Что касается попов в кончанских и уличанских церквах, то как пишет О.В.Кузьмина. ("Республика Святой Софии") до 1500-х годов, т.е. временных рамок нашего сайта, попов избирались из числа общинников. Судя по имеющимся сведениям, исполняя церковные обязанности попы могли как и раньше продолжать заниматься своими светскими видами "бизнеса".
Как и все общинники, попы принимали участие в военных походах псковичей.
О.Кузьмина приводит другие любопытные подробности повседневной жизни псковской православной церкви, которые показывает нам, что до 1500-х годов, т.е. до завоевания Пскова Москвой, мы видим здесь другую, НЕ московскую версию православия,






ПЛАН № 1. "План древнего Пскова XV- начала XVI вв. по И.К.Лабутиной". (Кончанские церкви по В.А.Аракчееву).

На плане вы сможете визуально увидеть расположение кончанских церквей. Для удобства, я выделил их отдельным значком и отдельно указал в списке псковских церквей.







СХЕМА № 2
Шестисоборная организация Пскова к 1480-м годам по И.К.Лабутиной.


В XV веке городские приходские церкви объединили в особые соборные участки во главе с соборными церквами.
В обычных церквах, про причине недостатка средств, службы велись по выходным дням и праздникам.
Особые объединения церквей - соборы, предполагали ежедневные службы. Псковские попы собирали необходимую сумму и в специально определённых церквах велись ежедневные службы. Такие церкви и назывались соборными. Вот как написано об этом в одной из псковских летописей. Псковская первая летопись
1357 год— «Тогда и другiй [т.е. второй ] сборъ учиниша во Пско†к святЂй Софьи: вседенную служу держати и свершати, въ славу Богу и в честь святыни Божiи, въ долготу днiй в вЂки».
В дальнейшем вы встретите формулу - "попове невкупнии". Это "священики, не объединённые существовавшими к тому времени соборами и служившие в новых приходах" - пишет И.Лабутина.
А вот, что пишет по поводу псковских соборных церквей - О.Кузьмина: Священники создавали общий фонд, куда каждый из них вносил паевой взнос - "вкупу". На основе взносов создавалась соборная казна. Впоследствии доходы от церковных служб и т.д. окупали взносы. Вероятно, поочерёдная служба служила механизмом перераспределения доходов между попами.
Думаю, что соборные церкви играли определённую роль в повседневной жизни псковского общества. На дошедшем до наших дней единственном тексте "Псковской Судной Грамоты" ("Псковское Правде" (?), подлинное название документа нам не известно) есть титульная надпись о том, что грамота утверждена “по благословению отец своих попов всех 5 съборов”. Не вдаваясь в тонкости датировки Псковской Судной Грамоты отметим, что 5-й собор был учреждён в 1462 году, а последний 6-й в 1471 году.
Подобные публичные действия от имени соборов мы наблюдаем и в Великом Новгороде.
Как и количество кончанских церквей - 6, мы видим такое же количество соборных церквей - 6. Но это, на мой взгляд, просто совпадение.
Рассматривая соборную организацию Пскова мы видим явное отличие от "старшего брата" - Великого Новгорода.
Первое принципиальное отличие - ни одна из кончанский церквей Пскова не стала соборной.
Второе отличие мы увидим ниже, на схеме.

Я не могу объяснить, а в научной литературе не нашёл информации: два собора, 4-й и 5-й, представляли из себя кооперацию нескольких церквей. Сам по себе соборный участок это и есть кооперация нескольких церквей, но соборной, т.е. главной, где службы идут каждый день, называется одна одна церковь. А вот для 4-го и 5-го соборов прямо перечисляются церкви. Что здесь надо понимать, количество церквей, вошедших в соборный участок ? Но тогда какая из них главная, т.е. в какой из них идут ежедневные службы ? Почему так произошло, мне не понятно.


ПЕРВЫЙ СОБОР. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ.
За исключением первого, Троицкого собора, даты образования на базе существующих церквей новых соборов известны.
Как и в Новгороде, кафедральная церковь Пскова становится первым собором.
Впервые Троицкая церковь называется соборной в 1341 году, но это, похоже, уже констатация факта. Псковская третья летопись:
1341 год— «и крести [Ольгерд] сына своего АндрЂя в святЂи Троице в соборнЂи церкви»


ВТОРОЙ СОБОР. ЦЕРКОВЬ СОФИИ И ЧАД ЕЁ В ДОМАНТОВЕ СТЕНЕ.
Время строительства первой церкви Софии не известно. Летописи сообщают о возобновлении, строительстве новой церкви на месте старой. Псковская первая летопись:
1354 год— «Церковь святыя Софья и чадъ ея святыхъ мучениць поставиша купцы, деревяну, новую».
В сообщении указывается ещё одна любопытная деталь - построили новое здание церкви купцы. В данном случае мы видим известное нам по Новгороду явление - церковь становится центром объединения по профессии, в данном случае псковских купцов. Судя по имеющимся документам, в конце XVII века новое здание церкви было построено казной за счёт псковских таможенных доходов, т.е. через 300 лет церковь Софии продолжала быть покровительницей корпорации псковских купцов.

Буквально через несколько лет на базе церкви был учреждён второй собор. Псковская первая летопись:
1357 год— «ПрiЂхаше князь Василей Будиволна на княженiе во Псковъ. Тогда и другiй [т.е. второй] сборъ учиниша во Пско†к святЂй Софьи: вседенную служу держати и свершати, въ славу Богу и в честь святыни Божiи, въ долготу днiй в вЂки».
В наши дни точное расположение церкви в пределах Домантовой стены не известно.

ТРЕТИЙ СОБОР. ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НАД ГРЕБЛЕЮ.
Время строительства церкви Св.Николая в Домантове городе точно не известно. Св.Николай был почитаем во Пскове и в его честь псковичи построили несколько церквей. И.Лабутина считает, что первое достоверное сообщение о церкви Николы над Греблею датируется 1416 (январским) годом. Псковская вторая летопись:
1417 год— «Того же лЂта попове невкупнии собравшеся биша чолом Пскову, и оустроиша третии соборъ оу святого Николы над греблею»
Понятно, что устройство третьего собора могло быть только в уже существующей и пользующейся авторитетом псковичей церкви.
И.Лабутина, ссылаясь на косвенные данные, предполагает, что церковь могла существовать в первой трети XIV века. Однако прямых свидетельств всё же нет, отмечает Инга Константиновна.
Существую так же разные мнения о месте расположения церкви в пределах Домантовой стены.

ЧЕТВЁРТЫЙ СОБОР. ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ТОРГУ и ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ В ДОМАНТОВЕ СТЕНЕ.
Первое сообщение о строительстве церкви во имя святого всемилостивого Спаса датируется 1420 годом. Псковская вторая летопись:
1420 год— «[в Пскове вспыхнул мор и псковичи решили поставить церковь с красноречивым посвящением] Тогда посадники псковскыя и весь Псковъ начаша искати священого мЂста, где была первая церковъ святыи Власеи, а на томъ мЂстЂ, стояше дворъ АртЂмьева Воротове, и псковичи давше ему сребро и, спрятавше дворъ, обретоша престолъ. И на том мЂстЂ въ един день [т.е. маленькая, поставленная в один день - однодневка] поставиша церковь во имя святого всемилостиваго спаса, и освящаша и литургию свершиша, месяца септевриа 14, на въздвижение честного креста».
Очень быстро на месте маленькой однодневной церкви заложили каменное здание. Псковская первая летопись:
1434 год— «Того же лЂта заложена бысть церковь камена Всемилостивый Спасъ на Торгу».
В следующем году церковь была окончательно построена.
1435 год— «Того же лЂта и церковь камену свершиша Святаго Милостиваго Спаса iюня 23».

Первое сообщение о церкви Дмитрия мы встречаем в 1138 году. Псковская третья летопись (Архивский список):
1138 год— «Тоя же зимы Всеволод [в крещении Гавриил] представися в Плескове, месяца февраля въ 11 день, в четверток масленыя недели; а в неделю положен бысть в церкви святого мученика Дмитрия, ежели самъ создалъ».
Проницательный читатель тут же вспомнит, что по Псковской первой летописи, см. Троицкий собор в разделе "Кончанские церкви Пскова", Всеволод был похоронен в Троицком соборе, им же и созданном.
Вероятно, считает И.Лабутина, эта дана близка к истине и ссылаясь на более поздние летописные сведения, называет дату строительства 1143 год. Достоверность этой даты, конец XII в., подтверждают и археологические раскопки. Псковская первая летопись:
1524 год— «Поставлена бысть церковь каменая святый мученик Христовъ Дмитрей [Солунский] новая, въ Доманто†стЂнЂ, и священа бысть на его праздник октября въ 26 день; а старая церковь первая бысть во Пско†каменая же съ кирпичемъ, а поставилъ ее благовЂрный князь Аведъ, нареченый во святомъ крещенiи Дмитрей, а мощие его лежатъ у святого Спаса на Мирожи, на лЂвой странЂ подъ стЂною; а стояла первая церковь въ Доманто†стЂнЂ Великомученикъ Христовъ Дмитрей 400 лЂтъ без 20 лЂть».
В 1143 году (?) церковь построили на месте небольшое тогда ещё городской торговой площади, так что и церковь должна была называться Дмитрия на Торгу. Археологические раскопки показывают, что рядом с церковью стояли жилые дома городского посада. Впоследствии, когда городской Торг переместился на соседнюю территорию, здесь возник известный сегодня Домантов город. Время строительства Домантовой стены предположительно около 1280-х годов. Так что церковь Дмитрия получила второе название - Дмитрия в Домантове стене. Двойное название церкви "на Торгу в Домантове стене" мы встречаем в летописном сообщении об утверждении четвёртого собора.
Сообщения о церкви Дмитрия в Домонтовой стене встречаются в псковских летописях за 1352, 1453, 1523 гг. и в более поздних источниках.
Церковь считается одной из первых построенных в камне церквей в Пскове.

В 1453 году псковичи утвердили четвёртый собор. Псковская третья летопись
1453 год— «Того же лЂта бише челом попо†невкупнии князю псковскому Василью Васильевичу и посаднику степенному Георгию Тимофеевичю и всЂм посадникам псковскымъ, что быти четвертому сбору въ ПсковЂ; и шед князь и вси посадники псковски отцю господину владыцЂ Еоуфимию, бише емоу челомъ: благослови, господине, 4-му сбору быти во ПсковЂ; и благослови владыка поповъ невкупных 4-и сборъ держяти вседеньную слоужбоу оу святого Спаса всемилостливаго на Торгу да оу святого христова мученика [Дмитрия], на Торгоу в Домонто†стене».


ПЯТЫЙ СОБОР. ПОХВАЛЫ БОГОРОДИЦЫ НА ПОЛОНИЩЕ (НА РОМАНОВОЙ ГОРКЕ, НА РОМАНИХЕ), ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ В ДОМАНТОВЕ СТЕНЕ , СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА В ДОМАНТОВЕ СТЕНЕ.

Во время начавшегося в Пскове мора, псковичи решили построить однодневную, деревянную церковь, посвятив её Богородице. Псковская первая летопись:
1442 год— «И князь Александр Фёдорович, и посадник Георгiй Тимофеевичь, и архимандритъ Григорiй, и попы вся три соборы погадавше съ Псковичи, и поставиша церковь Похвалу святыя Богородца на Романо†горЂ».
Церковь построена на Полонище в то время ещё не защищённом оборонительной стеной и, по мнению И.Лабутиной, первый и единственный в это время собор на Полонище.
Спустя 24 года, когда Полонище уже находилось за оборонительной стеной, церковь перестроили в камне. Псковская первая летопись:
1466 год— «Того же лЂта заложиша церковь камену Похвалы святЂй Богородици, на Романо†[горке]».
Каменное строительство проходило за счёт жителей Полонища, так что решение тратить большие деньги после строительства укреплений вполне понятно.

О строительстве церкви, посвящённой Богородице, мы читаем в псковской первой летописи:
1352 год— «Того же лЂта Псковичи поставиша церковь святыя Богородица честному ея Покрову, за СтЂною, въ странЂ святаго Дмитрея».
Возможно, здесь летописец пишет о деревянной однодневной церкви, построенной по случаю мора в Пскове, считает И.Лабутина.
Псковская первая летопись:
1398 год— «В лЂто 6906, индикта въ 6, поставлена бысть церковь Покровъ святЂй Богородици камена, въ Домонто†стЂнЂ, межи Рождествомъ и Духомъ Святымъ».

О церкви Сошествия святого Духа мы впервые узнаём из летописного сообщения за 1383 гол. Псковская первая летопись:
1383 год— «Заложиша 3 церкви камены: 1-я церковь камена на Гремячей горЂ Козьма и Демьян, 2-я Никола новый, 3-я Духъ святый за за СтЂною».
Из сообщения не ясно, построили новую церковь или это возобновление в камне деревянной церкви.

Решение о строительстве пятого собора принимается в 1462 году.
1462 год— «Тогоже лЂта скопивше попове невкупнiи, биша челомъ Пскову, чтобы пятому собору быти во ПсковЂ; и Псковичи повелЂша пятому собору быти у Похвалы святыя Богородица, да у Покрова святыя Богородица, да у Святаго Духа за Домонтовою стЂною».

ШЕСТОЙ СОБОР. ВХОД ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ В ДОВМАНТОВОЙ СТЕНЕ.
Церковь с таким посвящением единственная в средневековом Пскове.
Время строительства не известно. Первое сообщение о церкви относится к 1466 году. Псковская первая летопись:
1466 год— «Того же лЂта покрыша верхъ у Святаго Iерусалима желЂзомъ».
Покрывать железом крышу церкви стоило очень дорого, так что церковь была явно не бедной и построена до 1466 года.
Не датирует и точное месторасположение "в южной части Довмонтовой стены".
Церковь стала последней в ряду соборных - 6-й. Псковская вторая летопись, Синодальный список:
1466 год— «Того же лЂта попы невкоупнии биша чолом Пскову, чтобы печаловалися и били чолом князю великому и митрополиту быти бы шостому сбору: и митрополитъ Филипь благослави и повелЂ быти 6-му сбору в церкви Вход въ Иерусалимъ господа нашего Исуса христа».








ПЛАН № 2. "План древнего Пскова XIV-XV вв., по И.К.Лабутиной". Шестисоборная организация к 1480-м годам.

На плане хорошо видно второе отличие соборной организации Пскова.
Всего соборных церквей - 9. Территориальной расположение соборных церквей следующее:
1 - в пространстве Крома;
6 - в пространстве Домантовой стены (Домантова города);
1 - в пространстве Торга, рядом с Домантовой стеной;
1 - в пространстве между 4-й стеной 1374/75 года и пятой стеной 1465 года.
И если для Троицкого собора такое расположение естественное, то для шести церквей явление явно системное и имеет местные корни.
«ПСКОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОВМОНТОВУ ГОРОДУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»






СХЕМА № 3.
Административная церковная вертикаль в Пскове к 1480-м годам. (Кончанские и шестисоборные церкви)
Кончанские церкви по В.А.Аракчееву, шестисоборные церкви по И.К.Лабутной

Кончанские и соборные церкви не слились друг с другом, как это произошло в Новгороде.
Почему это произошло ? В доступной мне научной литературе я не нашёл объяснение описанному явлению.
Возможно, причина лежит в том, что две системы формировали почти одновременно.
Кончанская система Пскова немного старше шестисоборной, но не настолько старше, как это было в Новгороде








ПЛАН № 3.
Кончанские и шестисоборные церкви Пскова

На схеме хорошо видно, что кончанская система находится в "Средней" части Пскова:
для "старых" концов в пределах города 1309-1374/75 годов;
для "молодых" концов в пределах стены 1456 года.
А вот шестисоборная система расположена в пределах древнейшей части. За исключеним двух церквей, это пространство Крома и Домантовой стены 1280-х годов.






ПЛАН № 4. Монастыри Пскова в конце XV - начале XVI вв. по И.К.Лабутиной.

Монастыри Пскова, в отличие от Великого Новгорода, не стали частью государственно-административной системы.
Я даю информацию по монастырям Пскова для общего сведения.






ПЛАН № 5. Монастыри около Пскова в конце XV - начале XVI вв. по И.К.Лабутиной.