/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/ |
Москва Церковь мученика Трифона в Напрудном октябрь 2013. |
Церковь мученика Трифона в Напрудном одна из древнейших (бело) каменных церквей (современной) Москвы, сохранившихся до наших дней. Строго говоря, во время строительства церкви Москва была совершенно другой, значительно меньшей в размерах. Церковь построили по тем временам в Подмосковье, в загородной резиденции Великого князя Московского. Лично мне церковь напоминает небольшую крепость, в которой можно до прибытия помощи выдержать неожиданный налёт заговорщиков, просто государевых врагов - плохих людей, одним словом. Церковь – одноглавый бесстолпный одноапсидный храм. Стены церкви выстроены из гладкотесаного белого камня в технике полубутовой кладки (из белокаменных блоков возводятся две стенки-облицовки; пространство между ними заполняется обломками камня и заливается известковым раствором). Сегодня, после научной реставрации 1930–1940-х годов под руководством П.Д.Барановского и Л.А.Давида, церковь в общем и целом напоминает нам древнюю, первоначально построенную белокаменную церковь. На церкви висит табличка, в которой указан год строительства "1492". Но С.Заграевский считает, что верна точка более широкая датировка: построили церковь "от середины 1470-х до середины 1480-х". С обывательской точки зрения октября 2013 года, разница не такая уж большая. Но разница всё же есть. С.Заграевский утверждает, что церковь Трифона на Напрудном первая церковь с особым крещатым сводом. Более того, С.Заграевский утверждает, что: "крещатый свод был изобретен в Древней Руси (точнее – в Московском великом княжестве) без каких-либо заимствований или влияний. Корни такого свода лежат исключительно в древнерусском зодчестве, и непосредственными предшественниками храмов с крещатыми сводами являются центрические четырехстолпные храмы". Более подробную научную информацию вы можете найти здесь: «С.Заграевский. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода» . и здесь: "С.Заграевский. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества" . Мы с вами осмотрим церковь снаружи. И этому есть две причины. Причина первая: церковь маленькая, окона, сами увидите. Свет практически от нескольких горящих свечек, немного из открытой двери. Электрическое освещение не включено и, судя по всему, очень слабое. Я бы сказал, что освещение в современной церкви примерно такое же, как в годы её строительства. Для фотосъёмок необходимо специальное оборудование, специальный объектив и много времени. Причина вторая: церковная смотрительница. Маленькая злобная бабуля. Она на меня смотрела как на личного представителя антихриста, который пришёл разрушить её храм божий. Думаю, из-за моего фотоаппарата. А может у неё просто плохое настроение по жизни. Я таких бабулек иногда встречаю. Не разрешила даже попробовать что-то снять. Когда на тебя вот так "волком смотрят", снимать и самому не хочется. |
От солнца церковь закрывает огромный дом, вы его видите, поэтому снимать лучше всего в длинные летние дни, когда солнце стоит в зените. Место, где стоит церквовь, и в наши дни живописное. |
Для начала мы с вами осмотрим церковь издалека. Осмотрим церковь по кругу. |
|
Перед нами действующий вход (портал). |
|
|
|
|
|
|
Теперь посмотрим на церковь немного ближе. |
|
|
|
Действующая дверь (портал). Ступени закрыты трапом. |
Мы с вами осмотрим другой портал. |
|
Портал в чистом виде, так сказать. |
|
|
|
|
|
Любопытное размещение звонницы. |
|
|
|
|
|
|
|
Надпись на камне "Лета 7000 пре...." (1492 год) |
Окно маленькое. Свет почти не пропускает. Напоминает бойницу. |
И здесь скорее бойница, а не окно. |
|
Разрез церкви. Рисунок С.Заграевского. |
Барабан. Фото С.Заграевского. Купол и барабан (крещатый свод) без опорных столпов, как было раньше. Это и есть техническое новшество. |