/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/

Основная идея этой главы взята из книги Бориса Александровича Рыбакова "Язычество древней Руси". Но название моей главы "Глубина народной памяти" - название одной из глав первой книги Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян".
"Язычество" - очень широкое понятие, введённое православной церковью, и означает "не христианское", "дохристианское". Как и окружающие славян народы, славяне-язычники жили в тесном общении с природой, можно даже сказать, что были частью природы. Дохристианские славянские боги, злые и добрые силы (лешие, русалки и т.д.) являлись частью окружающего их мира, частью окружающей их природы.
Совершенно естественно, что восприятие славянами окружающего мира, окружающей природы вместе с населявшими окружающий мир богами, восприятие себя в окружающем мире, отразилось в песнях, преданиях, сказках, поговорках, в изобразительном искусстве, и т.д.
Христианизация Руси предполагала борьбу с дохристианским религиозным пантеоном, с дохристианскими обрядами, игрищами, со всем тем, что можно охарактеризовать как "образ жизни", "мировоззрение". Начало христианизации Руси конец X - начало XI веков, но затронула христианизация первоначально только города. Строго говоря, в историческом плане появление первых руских городов лишь незначительно предшествовало, а часто совпадало с христианизацией Руси. При этом, нам хорошо известно о длительном существовании языческих городских цивилизаций в Европе. Просто для Руси эти события: христианизация и зарождение городской цивилизации совпали по времени.
Что же касается сельской местности, то долгое время она оставалась фактически языческой.
Смысл моей главы, названной "Глубина народной памяти" показать, как на протяжении сотен лет славяне (в нашем случае великоросы-русские), сохраняли память о своём языческом, дохристианском прошлом. О тесной связи с окружающей их природой, дохристианскими богами, добрыми и злыми силами.
Через столетия, когда в памяти народа стёрлись прямые воспоминания о языческом прошлом, мы с вами встречаем переработанную в художественные образы глубинную память народа о своём прошлом.

Одна из причин, почему я хотел написать эту главу. За время поездок в Европу у меня накопилось определённое количество фотографий, связаных с жизнью современных европейцев. Что меня восхитило, так это бережное отношение простых людей к своим традициям. Хочу показать вам, как в Германии, Австрии, Испании простые люди хранят память о своём прошлом, о своих предках:
"Традиции народов европейских стран".

Я давно собираю материал на эту тему. Учитывая задачу моего сайта ПОКАЗЫВАТЬ, я не буду рассматривать фольклорное наследие. Пусть этим занимаются другие специалисты и энтузиасты. Теперь, когда у меня накопилось достаточное количество иллюстративного материала, пришло время написать эту страничку. Разумеется, по мере появления нового иллюстративного материала, страничка будет расширяться.

На фотографиях я буду указывать время создания экспоната (или здания), чтобы вы могли проследить хронологию событий.
Кроме того, я указываю, откуда, из какого музея данный экспонат, так что потом вы сами сможете совершить путешествие в музеи на моей страничке:
"Путешествия МР".
Если речь идёт о зданиях, то вам надо будет зайти на страничку:
"Архитектурные памятники".

Что касается литературы.

Книгу "Язычество древних славян" можете прочитать, например, на портале "Родон", но картинок, к сожалению нет. А без картинок текст не так информативен. Книгу можно найти и скачать с картинками в формате PDF.
«Язычество древних славян».



Давайте посмотрим некоторые рисунки-реконструкции языческих символов из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси". На фотографиях мы будем постоянно видеть нарисованые на картинках славянские языческие символы.



Символы воды, корней и солнца на разных ритуальных браслетах XII-XIII вв.
Мы ещё неоднократно увидим эти символы.
Картинка из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси".





Символические изображения на браслетах.

Картинка из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси".





Символические изображения на браслетах.

Картинка из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси".





Один из древнейших дошедших до нас в хорошем состоянии языческих орнаментов - отделка турьего рога
Нет сомнений, что рог принадлежал знатному воину. Это время, когда на Руси христианская религия делает первые шаги.
Курган "Чёрная могила". Чернигов. 2-я половина X века.


Государственный исторический музей. Москва.





Прорисовка языческого орнамента отделки турьего рога
Вы уже видели этот рисунок на заставке моего первого сайта.
Курган "Чёрная могила". Чернигов. 2-я половина X века.
Сюжет орнамента, по Б.А.Рыбакову, - "Смерть Кощея Бессмертного в Черниговских лесах".





Идолы домовые. X-XI вв.
Здесь мы видим сохранившиеся бытовые, народные языческие символы.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".






В музеях нескольких городов выставлены на обозрение сохранившиеся до наших дней наручные браслеты - "наручни" с языческими мотивами.
Мы с вами осмотрим браслеты из серебра, найденные на территории Рязанской земли, так называемые "клады Старой Рязани". XII-XIII вв.
Вероятно, их владелец (владелица ?) погиб в ходе монголо-татарского нашествия 1237 года.
Чем интересны для нас браслеты ? Эти вещи принадлежат высшей и давно уже христианизированной руской знати, которая открыто демонстрирует
свою приверженность дохристианским, языческим традициям.
А ведь с момента крещения Руси прошло уже почти 250 лет.
На рисунках из книги Б.А.Рыбакова вы видели эти языческие символы: символы воды, растения, буква "Ж" - Живи.


"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





На браслете изображены языческие "русальи игрища", которые пыталась запретить православная церковь.
На правой половине браслета мы видим сидящего человека с гуслями, вероятно, скоморох.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





"Владимирские клады". Владимир Залесский. Конец XII - начало XIII в.
Нагрудное украшение из золота.
Вероятно, владелец (владелица ?) этих украшений погиб во время монголо-татарского нашествия 1238 года.
На одной половине медальонах мы видим птиц, на другой половине символ "семена" и "растение", т.е. в широком смысле плодородие, продолжение жизни.

"Государственный исторический музей".




"Владимирские клады". Владимир Залесский. Конец XII - начало XIII в.
Золотые "Колты". Подвесные женские украшения с языческими мотивами.
Внутрь "колт" насыпали благовония.
Изображения птиц и растения.


"Государственный исторический музей".





Но до нас дошли вещи, принадлежащие простым людям, с нанесённой с языческой символикой.
Правда, датировка слишком широкая, почти два века.


"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".





Языческая символика на украшениях вверху и христианская на медальоне внизу.
Вещи из одного периода времени.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".






А вот и резьба по дереву с явно языческой символикой. Хорошо видна буква "Ж" - живи.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".






На простых бытовых вещах красивая декоративная резьба с языческими символами благополучия.
Внизу зооморфные навершия.
И здесь датировка очень широкая, но мы видим непрерывное традиционное использование языческих мотивов.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".






Новгородские подвески с символами плодородия.
Освещение подвесок вам может показаться странным, но дело в том, что так носили подвески в жизни, а на стенде они выставлены вверх ногами.
Вот я и перевернул фотографию.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".





"Апостол" из Спасо-Мирожского монастыря. 1307 г. Копия.
Прорисованы явно языческие сюжеты на церковной книге.

"Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".





"Палея" из Спаса-Мирожского монастыря. 1478 г. Копия.
А здесь, больше чем через сто лет, мы видим христианские сюжеты.

Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".





Свинцовая крышка сосуда с тайнописью и языческой символикой. XIV в.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".






Нагрудные медальоны, так называемые "Змеевики".
С одной стороны змея - символ язычества. С другой христианский символ, в данном случае Богоматерь с младенцем.
Как говорят, на всякий случай два защитных оберега "в одном флаконе"- христианский и языческий.
Такие "Змеевики" наглядно показывают двоеверие новгородцев.

"Новгородский государственный объединенный музей-заповедник".





Христианские церкви, строящиеся в Ростово-Суздальской земле в домонгольский период, явственно несут на себе элементы языческого мироустройства русичей.
В разделе Ростов-Суздальский архитектурный стиль моего первого сайта вы можете наблюдать это практически на всех церковных зданиях:
«Архитектурные памятники Киевской Руси» .
Мы для примера возьмём только несколько фотографий.
Суздаль. Собор Рождества Богородицы. Построен в 1222 – 1225 годах на фундаменте более ранних храмов.
Декоративная отделка явно и недвусмысленно воспроизводит языческий орнамент. Не просто орнамент, а украшения, имеющие магическую, защитную силу на христианской церкви.

январь 2008 г.


















Явно древний, ещё домонгольский орнамент, белокаменная резьба с языческими мотивами.






Вот вам христианский символ. На том же портале, только с другой стороны.
Возможно я ошибаюсь, но и на христианском символе (окончания) явно видны языческие мотивы.
Особенно нижняя планка креста.






Опять языческий орнамент.








На протяжении более ста лет, примерно 1290 до 1420 на территории (будущей) Московской Руси строят каменные церкви. Но насколько мы можем судить из сохранившихся зданий, никаких украшений на них не было.
Примерно с 1420 годов около Москвы начинается возведение церквей так называемого "Раннемосковского архитектурного стиля". Почти все эти церкви украшены белокаменным резным орнаментом, и орнамент в своей основе имеет древние языческие мотивы.
Вся прелесть в том, что декоративные языческие украшения находились не на административных или жилых домах, а на зданиях христианских церквей XV и XVI веков.
То есть, почти через 500 лет после крещения Руси на христианских храмах появляются явно языческие орнаментальные украшения.

Я покажу вам только три фотографии, более подробно вы можете посмотреть на странице:
"Архитектурные памятники".


Рождественский собор. Саввино-Сторожевский монастырь (христианский Собор на территории христианского монастыря!). Звенигород.
Эта белокаменная резьба была на Соборе со времён его строительства.
Мы видим явно языческие символы, а ведь резьба, как я уже отметил, на здании христианской церкви.
Ещё раз посмотрите картинки в самом начале главы:
Средний пояс - цветок, растения.
Нижний пояс - "Ж" - живите






Успенский собор. Звенигород. Городище.
И здесь мы видим древнюю белокаменную резьбу с явными языческими мотивами.





Троицкий собор. Троице-Сергиевая лавра !
И здесь мы видим в центральном поясе христианский крест, а на нижнем и верхнем декоративном поясах языческую символику.





Успенский собор Рязанского кремля. 1702 год.
Это сегодня Рязанский Кремль принадлежит гражданским властям. А в 1700 годы здесь была сосредоточена администрация рязанской епархии.
Тем не менее, хорошо видно, что на столбах Успенского собора резьба символизирует растительность, отголоски древних языческих символов.

Рязанский Кремль.






Нет ничего необычного в том, что древние языческие мотивы использовались в дореволюционной гражданской архитектуре.
Москва, Гоголевский бульвар, д.5, стр.1.
Городская усадьба Пётра Фёдоровича Секретарева. 1850-1853 гг.
Архитектор Николай Ильич Козловский.


























Однако белокаменная резьба на церквах с явно языческими мотивами не единственное наследие дохристианского прошлого.
Окружающий язычников мир был полон как добрых, так и злых сил. Злые силы несли болезни, разные неприятности. Днём все они ютились в тёмных чащах и глубоких омутах, а ночью приходили к людям.
Для защиты от непрошенных гостей наши предки разработали сложную систему магической защиты своих домов. Так как нечисть приходила ночью, совершенно естественно было использовать против ночных гостей Солнце.
Солнце совершает свой путь по небосклону: утром выходит из-за горизонта, днём стоит в зените, вечером садится за горизонт. Так, в виде трёх солнечных символов, расположенных на углах воображаемого треугольника, изображали магический путь Солнца на коньках своих домов.
Чтобы злые силы не проникли в окна и двери, над ними так же помещали магический защитный рисунок.
С течением времени смысл древней магической защиты был забыт, но люди по-прежнему помещали на свои жилища символические украшения, ставшие частью декоративного украшения домов.
Посмотрите на эти картинки из книги В.А.Рыбакова.



Символы Солнца и Земли

Картинка из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси".





Комплекс заклинательной орнаментики русской избы.

Картинка из книги Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси".





Углич. Палаты удельного князя. Современный вид. 1490-е годы.
Древнее здание и (современное) парадное крыльцо.
Вид с набережной.






Элементы декора.
Я тольк не до конца уверен, этот декор реконструкция древнего, первоначального вида, или современная реконструкция "в стиле"?
Вверху "колесо" - я так понимаю, это декоративный ещё дохристианский символ Солнца. Солнце как колесо катится по небосводу.
На коньках крыши вы видите узоры. Это современные узоры для украшения, а в древности рисунок символизировал дневной путь Солнца по небосклону:
восход из-за горизонта - высшая точка в полдень - заход за горизонт.









Церковь Знамения. 1742 год.
с.Пылево, Весьегонского района.
На фотографии хорошо виден размер церкви.
Обратите внимание на конёк крыши.

Более подробно на эту тему вы можете посмотреть на страничке моего сайта:
"Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Василёво"".





Удивительно, на христианской церкви, рядом с христианским крестом, явно языческие солярные (солнечные) символы.
Здесь Солнце только на коньке.














Церковь Успения богородицы в Кондопоге. 1774 год.
Мы видим не просто декоративные столбы внутри церкви. Это столбы - "Рожаницы" в трапезной церкви. Такие явно языческие столбы - "Рожаницы" не редкость в северорусских церквах XVII-XVIII вв.
Столбы стоят в трапезной комнате церкви, которая по размерам больше чем собственно молельная комната.
Совместная трапеза - это один из древних дохристианских обычаев. В обыденном сознании из прочитанных книг, из школьных учебников мы помним о совместных трапезах князей и дружинников, но совместные трапезы народный обычай, а не только традиции властей.
Столбы всегда парные. Уключины, символически изображающие руки, воздетые к небу, явно не несут никакой конструктивной нагрузки и являются чистым декором.
Общий вид столбов очень напоминает человеческую фигуру с воздетыми к небу руками
Примерно такая фотография, но чёрно-белая, есть в книге Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси".
А это фото Сидорова Григория, фотография находится на сайте: «Народный каталог православной архитектуры».





Это та же церковь, тоже из интернета фотография, но первоисточник и кто автор я пока не нашёл.






Фотография из интернета. Первоисточник и кто автор пока не нашёл.
Замечательная русалка. Куда уж откровеннее.






Двухэтажный амбар с навесом. XIX в.
дер.Пореево, Весьегонского района. Тверская губерния.
Мы видим систему магической Солнечной защиты.

"Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Василёво"".





Круглые изображения на деревянных "полотенцах" - Солнце.
Три изображения Солнца символизируют дневной путь: восход-зенит-заход.
В нижней части коньков так же магический узор, который символизирует дневной путь Солнца по небосклону.





Солнце - магический символ.

"Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Василёво"".







Дом середняка. Витославице. Великий Новгород.
Мы видим не только Солнечный символ на коньке дома.
Над окнами резные узоры. Когда-то давно узоры были дополнительной магической защитой окон и дверей от проникновения злых сил.





Суздаль. Музей деревянного зодчества.
Хорошо видна магическая защита на коньке дома и над окнами.





Городня. Тверская область.
Это уже современный декоративный узор на домах. Но в его основе лежит всё тот же древний магический защитный узор.












Дом в Коломне. В самом центре города.
Внизу, под окнами, видны солнечные символы. Символы растений сами можете поискать.





Крапивна. Тульская область.

Явно отголоски древних языческих символов.






Крапивна.
Угадываются символы растений и буква "Ж" - живи.






Торопец. Тверская область.
Современность и пережитки древнего язычества на одном доме.
Сегодня, в связи с использованием в строительстве кирпича, отделкой домов сайдингом, резные украшения понемногу уходят в прошлое.
Будем надеятся, что со временем энергичные люди придумают технологии изготовления и дизайн подобных украшений, чтобы люди продолжали традиции своих предков.
Да и деньги зарабатывать на таких вещах тоже полезное дело.





Ростов Великий.







Ростов Великий.







Ростов Великий.







Человек не мог всё время находится в своём доме под защитой добрых магических сил. Чтобы защититься от действия злых сил вне дома, необходимо был создать, говоря современными словами, полевую магическую защиту.
И такая защита была создана. Более того, она сохранилась до наших дней, правда уже в виде украшений.
Первый этап - сельскохозяйственный цикл для производства сырья мы рассматривать не будем. А вот второй этап - технологию изготовления защиты с использованием магических символов посмотрим.
Я думаю вы догадались, что мы говорим о повседневной одежде славян-язычников, которая стала магической защитой вне дома.
Итак, лён собран, шерсть сострижена, всё готово для дальнейших действий. Начинается изготовление пряжи или ткани. Для того, чтобы сама ткань стала защищённой, на инструмент наносили магические знаки, обычно Cолнце.
Таким образом, ткань, после её изготовления на защищённом магическими знаками инструменте, получала магическую защиту и уже сама становилась защитой от проникновения злых сил на тело человека.
Немного ранее вы видели языческий защитный магически орнамент на коже - обувь также была защищённой.



Качество фото не очень хорошее, но обратите внимание, что скамейки резные. XIX в.
А ведь это обычная крестьянская семья.
На ножках, внизу, магические солнечные знаки.

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





Чесалка для льняных нитей. XIX в.
Обратите внимание на магический солнечный знак на чесалке.
Короб для хранения пряжи. Чтобы мышки не кушали чужое.

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





Трепало. XIX век.
Мы видим магический солнечный символ.

"Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".





Рубель. XIX век
И здесь магический солнечный символ.

"Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".





Крестьянская одежда. Псковская губерния. XIX в.

Для усиления защиты была создана "вторая линия обороны". На ткань стали наносить магические защитные символы. Так сказать, "два в одном".
Узоры, которые вы видите, в давние-предавние времена были частью магической защиты человека.
Более подробно изучить, что означают те или иные магические образы вы можете по ссылке в начале этой главы.

"Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".






Мы видим на вышивке древние языческие мотивы. Вероятно, богиня Макошь (Мокошь) и символы размножения.

"Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".






Полотенца. Гдовский, Торопецкий, Опочецкий и Великолукский районы. XIX в.
Символы растений и, вероятно, богини.

"Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник".







Образцы вышивки.
Тверская губерния. XIX в.
Холст, кумач, шерстяные нитки, куржево, вышивка.

На вышивке XIX века вы видите древние, дохристианские языческие мотивы: богиня плодородия Макошь справа вверху.

"Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим".
Старое здание.






Образцы вышивки. XIX в.
Калужская губерния, с. Клюксы.
Холст, х/б и шерстяные нитки, вышивка.

Здесь тоже явственно видны языческие символы плодородия.

"Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим".
Старое здание.






Конец полотенца.
Владимирская губерния. XIX в.

В нижней части языческий знак, использованный немецкими нацистами.
Это знак плодородия индоевропейских народов.

"Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим".
Старое здание.





Рязанские ткани. XIX в.
Внизу, синими нитками, вышита богина Макошь (Мокошь) и символы плодородия. Сюжет, как вы уже увидели, очень распространённый.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".








Однако и в одежде существовали уязвимые места, через которые злые силы могли проникнуть к телу человека: воротник, низ рубахи или платья, рукава.
Для защиты на этих уязвимых местах вышивали дополнительный магический орнамент. Если мы посмотрим на одежду, то практически всегда именно там заметим орнаментальную вышивку,
как наследие древней защиты от проникновения злых духов.
Примерно так же защищали голову магические орнаменты на головных уборах.

Одежда района "Богословщина". (бышая вотчина Св.Иоанно-Богословского монастыря)
Михайловский уезд.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





Рубахи с прямыми поликами. XIX - начало XX века.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".







"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.
Хорошо видна магическая защита одежды, ставшая к нашему времени просто украшением.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.
Кресты - древние символы плодородия у многих народов.
Нацисты, практиковавшие использование языческих символов, использовали древний символ земледелия на своих знамёнах и с тех пор у людей такой
крест вызывает естественную отрицательную реакцию.
"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.
"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".





Одежда Русского Севера. Архангельская губерния.
Сегодня мы видим древние магические символы в виде вот таких нарядных украшений.

"Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник".






Костюм женский, Калужская губерния.
Конец XIX - начало XX вв.

"Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим".
Старое здание.






Костюм женский, Пензенская губерния. XIX в.
Картина: художник А.А.Бузовкин (1886-1966)
Портрет жены художника - художницы Анны Андреевны Бузовкиной.
1930 г. Серпухов.

"Музейно-выставочный комплекс Московской области "Новый Иерусалим".
Старое здание.