/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


О



сновной материал для написания этой странички я взял из книги Г.В.Вернадского "Монголы и Русь", Глава III. "Золотая Орда", Параграф 8. "Монгольская администрация на Руси". Лично я пользуюсь купленной в магазине книгой, но вы можете найти эту книгу в интернете.
Небольшая информация об ордынской дани мне встретилась в книге современного историка Антона Горского "Москва и Орда". Я выписал информацию на отдельную страничку и предлагаю вам её прочитать в конце этой главы, зайдя по ссылке на отдельную страницу.

Первое очень важно замечание. Само название главы - "Ордынский выход", отражает упомянутый в руских источниках термин. Следуя общепринятой в наши дни традиции, а так же тем, что я излагаю статью Г.В.Вернадского, где употребляется термин "налог", я пишу - "налоги" или "дань". Но "налог" явление более сложное и системное, требующее совершенно иного качества государства. Ни Русь, ни Орда не обладали мощным и развитым государственным аппаратом, способным регулярно описывать имущество/доходы своих подданных и регулярно собирать с них налоги. По своей сути, ордынский выход (дань) очень напоминает известное нам полюдье киевских князей. «Полюдье киевских князей по данным императора Константина Багрянородного» ,
Только следует помнить, что "дань" более примитивна, чем "полюдье". "Дань" - примитивный грабёж, характерный для всех древних, архаических обществ - "плата за мир". Если мы вспомним нашу историю, то в начале 900-х годов, после удачных походов на Константинополь, Византия некоторое время была вынуждена платить Киеву дань, "платить за мир".
А вот "полюдье" уже более сложный механизм. «Это объезд вождём и его приближёнными "своей" территории с экономическими, религиозными, судебными, коммуникативными и другими функциями». (А.Ю.Дворниченко. "Российская история с древнейших времён до падения самодержавия", М. "Весь мир", 2010, с.111)
Я думаю, учитывая примитивность ордынской ДОгосударственной системы, более правильно называть ордынскую дань не сбором налогов, а контрибуцией, "платой за мир" - "данью". Хотя ордынцы, с помощью представителей выскокоразвитых на тот момент среднеазиатских государств, сумели организовать сбор дани достаточно эффективно.
Ордынская администрация с помощью более развитых, я думаю, среднеазиатских специалистов, провела несколько переписей населения, а затем взимала дань, называемой на Руси "ордынский выход" или "бор", пользуясь этими данными на протяжении очень длительного времени.
Следует помнить, что отдельной статьёй доходов ордынцев были "подарки", содержание послов, грабежи и тому подобные доходы помимо официально установленных.

Следующее важное замечание: после "Батыева нашествия" практически все древнеруские земли вошли в состав "Улуса Джучи" (Орды), который сам являлся составной частью огромной Монгольской империи. Первоначально "налоговая система" по всей империи, в том числе и на Руси, была установлена монгольским имперским центром. Сбор дани также осуществлялся из имперского центра. Вопрос о перераспределение налогов внутри империи, между имперским центром и одним из улусов империи, а также взаимоотношения имперского центра и улусов вообще, не входит в тему этой заметки. Мы рассматриваем историю руских земель, нас интересует только все виды и размеры дани для руских территорий, а также механизм сбора дани на руских территориях. Потому, я почти всегда применяю здесь два термина "руские" - плательщики налогов и "татары" (ордынцы) - те, кто налоги собирал, не вдаваясь в тонкости налоговых взаимоотношений: имперский монгольский центр-"Улус Джучи". Если вас интересуют подробности, можете зайти на указанную выше страницу и подробно изучить этот вопрос.

Политика имперской монгольской администрации во всех завоёванных странах была следующей: 1) обеспечить армию рекрутами; 2) собрать налоги для поддержания "государства" и императорской семьи. В этом смысле имперская политика на Руси ничем не отличалась по своим целям от политики имперской монгольской администрации в других завоёванных государствах.
А вот методы реализации этой политики в разных частях Руси были различными.
На Юго-Западной, Центральной Руси – в Переяславской и Киевской землях, в Подолии – захватчики полностью убрали рускую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Северских землях, как и в Северо-Восточной Руси (без Новгородской земли), захватчики установили собственное управление, параллельное с руской княжеской администрацией.
Что касается Новгородской земли, то ордынская администрация была только в самом городе (Великий) Новгород. В 1260 году ордынские чиновники покинули город (Великий) Новгород, но налоги в Орду Новгородская земля и (отдельно) город продолжали исправно выплачивать.

Во всех завоёванных землях татары проводили перепись, чтобы определить платежеспособность населения. Непосредственно на Руси переписи населения проводились по приказу (имперского) великого хана, согласованному с ханом "Улуса Джучи" (Орды).
Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245 г., тогда были обложены налогом: Киевская земля, Подолия и, возможно, Переяславская и Черниговская земли. После карательной экспедиции Бурундая в 1260 г. перепись населения была проведена в Галиче и Волыни. В доступной мне научной литературе нет ссылок на первоисточник, откуда, собствено, взята дата 1260. Как я понимаю, время проведения переписи приравнено к событиям 1260 года, когда ордынцы заставили Даниила Галицкого срыть укрепления вокруг городов Галицко-Волынской Руси.
В Северо-Восточной Руси осуществлялись две общих переписи. В 1258-1259 гг. подсчет населения производился в Великом княжестве Владимирском и в Новгородской земле. Вторую перепись населения провели в 1274-1275 гг. в Северо-Восточной Руси, а также в Смоленской земле.
После этого татары больше не проводили всеобщих переписей, используя данные проведённых переписей в качестве основы для налогообложения.


на фото слева: налоговые округа Руси при ордынцах.
рисунок из книги Г.В.Вернадского "Монголы и Русь".
Рисунок в большом увеличении.



Итак, проведя на Руси перепись («число» – по-русски) ордынцы решили две задачи: 1) установили количество возможных рекрутов на ордынскую службу; 2) определили общее число налогоплательщиков и, соответственно, объём собираемых налогов.

Население Руси, за исключением Новгородской земли и людей, живших на необлагаемых налогами церковных землях, было разделено на: а) "мириады" или "тьмы", б) "тысячи", в) "сотни" и г) "десятки"». Это разделение использовалось и для целей местной администрации, например, «тысяча» обозначала не только группу людей, живших в определенном районе, но и сам район. Иначе говоря, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное количество рекрутов и налогов. Таким образом, "десяток" должен был выплатить определённую сумму налогов и предоставить десять воинов, "сотня" – выплатить определённую сумму налогов и предоставить сто воинов и так далее.

После 1270-х гг. всеобщих переписей на Руси больше не проводилось, но совершенно понятно, что с течением времени количество жителей в тех или иных областях менялось: где-то общее количество жителей увеличивалось, а где-то уменьшалось. Г.В. Вернадский предположил, что со временем "тьма" или "мириад" становилась скорее единицей налогообложения, нежели единицей учёта количества населения на данной территории и количества поставляемых с этой территории воинов. Точно также на более низком уровне "сотня" стала основной единицей в системе налогообложения, а сотник нес ответственность за текущие вопросы местного налогообложения. Общий доход с налогов от Руси (исключая большие города, т.к. они платили налоги отдельно) оценивался в соответствии с количеством «тем» (множественное число, родительный падеж от слова "тьма" или "мириад"), которое было установлено первоначально во время общих переписей и считалось постоянным. Большие города выплачивали особые налоги отдельно, а поэтому не включались в систему "тем".

Список "тем" Юго-Западной и Центральной Руси появляется в ярлыке крымского хана Менгли-Гирея, составленном для польского короля Сигизмунда I (1507 г.).
В этом документе Менгли-Гирей подтверждает более ранний ярлык своего отца Хаджи-Гирея, адресованный Великому князю Литовскому Витовту (около 1428 г.). Спасенный Витовтом от расправы со стороны мятежных ханов, Хаджи-Гирей «подарил» ему все прежние владения ханов Орды в Юго-Западной и Центральной Руси. Фактически, большинство из этих территорий ("тем") уже на протяжении десятков лет были в составе Великого княжества Литовского. Несмотря на это, они числились в списках Орды как "тьмы", и теперь Менгли-Гирей всех их перечислил. Тот же список, с некоторыми вариациями, был повторен в письме короля Сигизмунда крымскому хану Сагиб-Гирею (1540 г.).
Из этих документов мы знаем о существовании "тем", названных по следующим районам и (отдельно) крупным городам:

ЮГО-ЗАПАДНАЯ и ЦЕНТРАЛЬНАЯ РУСЬ.

1. Киев;
2. Владимир-Волынский;
3. Луцк;
4. Сокал;
5. Подолия;
6. Каменец (в Подолии);
7. Браслав (в Подолии);
8. Чернигов;
9. Курск;
10."Тьма Эголдея" (к югу от Курского региона);
11. Любуцк (на реке Ока);
12. Охура;
13. Смоленск;
14. Полоцк, (но скорее всего это был Витебск, т.к. сам Полоцк никогда под Ордой не был);
15. Галич (отошедший к Польше в 1349 г., где, предполагает Г.В.Вернадский, было три "тьмы)";
16. Львов;
17. Санок.
Итого - 17 "тем".

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ (без Новгородской земли).

Известно, что в 1360 г. Великое княжество Владимирское состояло из 15 "тем"; а при правлении Тохтамыша – из 17 «тем».
Великое княжество Рязанское платило, по меньшей мере, за 2 "тьмы": Рязань и Пронск.
Великое княжество Нижегородское платило за 5 "тем".
Великое княжество Тверское, вероятно, также платило за 5 "тем".
Таким образом, до Тохтамыша в Северо-Восточной Руси (без Новгородской земли) было 27 "тем".

Обратите внимание, что, судя по ордынским переписям, а не доверять им мы не можем, на момент проведения переписей население Северо-Восточной Руси значительно (почти в два раза) превышало население Центральной и Юго-Западной Руси.

Первоначально, c момента проведения переписей и примерно до 1266 года налоги на Руси собирались мусульманскими купцами из Средней Азии. Вероятно, подобная система была вынужденной импровизацией на время, пока формировался дееспособный профессиональный ордынский военно-административный аппарат по сбору дани (и рекрутов на ордынскую военную службу) в руских землях. Учитывая, что торговля и взимание налогов требую различных навыков, сбор дани купцами был не слишком эффективным для ордынцев. Кроме того, многочисленные злоупотребления вызывали чрезвычайное озлобление у покорённого населения.
После 1266 года, считает Г.В.Вернадский, прошла реорганизация: купцов отозвали, зато существенно возросло количество налоговых чиновников. В сохранившихся ханских ярлыках рускому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: "писцы" (по-тюркски, "битикчи"), сборщики налогов в сельской местности – "даньщики", а так же сборщики налогов и таможенных пошлин в городах – "таможенники".
Однако в сообщении московского летописца за 1283 год мы встречаем любопытное упоминание о системе сбора ордынского выхода:
1283 год—«Того же лЂта сътворися зло въ княженьи Курьскыя области. Бяше нЂхто Бессерменинъ [мусульманин, здесь, вероятно, мусульманский купец] злохитр и велми золъ, имя ему Ахмать. Тои дръжаще баскачьство Курьского княженья, откупаше бо у Татаръ дани всякые, и тЂми данми велику досаду творя княземъ и всЂмъ людем в Курскомъ княженьи...»
Возможно, перевод на новую систему сбора ордынского выхода был организован не единомоментно на всей территории Руси, поэтому летописец, переписывая сообщение в более позднее время упоминает две системы сбора ордынского выхода: откуп и баскачество.

С 1266 года сбором налогов (а так же вербовкой рекрутов) в каждой "тьме" занималась тщательно разработанная сеть административных чиновников, которые не подчинялись руским князьям и несли ответственность только перед Ордой. Когда на Руси установились численные районы, командиры ордынской регулярной армии были поставлены во главе каждой "тьмы" и "тысячи". У любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор ("даруга" по-монгольски)- соответствующего ранга.
Позднее "даруга" брал на себя всю полноту ответственности за район. В рескрипте ханши Тайдулы митрополиту Феогносту (на основании ярлыка Джанибека) упоминаются три категории "даруг": волостные, городские и деревенские. Их имена следуют после упоминания о "князьях улусов". Руский перевод в этом месте, как и в ряде других, не вполне ясен, и возможно, что под князьями подразумеваются "даруги" более высокого ранга, т.е "даруга улуса". В терминологии древнеруского перевода ханских ярлыков "улус", вероятнее всего, соответствовал "тьме"; волость – "тысяче", город – "сотне", а село – "десятку". О существовании "даруг" высшего ранга известно и из руских летописей. Таким образом, можно заключить, что во главе каждого численного района любого уровня, начиная с высшего уровня "тьмы" и заканчивая низшим находился свой "даруга".
В руских летописях "даруги", служившие на Руси, называются "баскаками". "Баскак" - тюркский термин, значение которого полностью соответствует монгольскому "даруга".
Налоговый инспектор, ответственный за все Великое княжество Владимирское, назывался "великим баскаком".
Каждый "баскак" имел в своем распоряжении небольшой отряд солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе. Г.В.Вернадский и А.Н. Насонов считали, что каждому баскаковскому подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением.
Отмечу, что в науке существует и другое мнение о том, почему населённые пункты получали название "Баскаки" или "Баскачи". Некоторые историки считают, что в эти населённые пункты свозили дань с определённой территории, другие, что эти населённые пункты были отданы монгольским чиновникам - "баскакам" в кормление.
А.Н.Насонов, пользуясь дореволюционными картами, насчитал в пределах Ростовской волости около 10 населённых пунктов, название которых происходит от слова «баскак». Сегодня вы можете найти в электронной карте в интернете (например в Яндексе) несколько таких населённых пунктов: "Баскаки" - между городами Суздаль и Юрьев-Польский, между городами Суздаль и Владимир - современная Владимирская область, а так же два населённых пункта в современной Тверской области. "Баскачи" - три населённых пункта в современной Ярославской области и один между городами Кашира и Озёры - современной Московской области.
Ещё один населённый пункт "Баскаки" есть на речке Красивая Меча в современной Тульской области.
На территории современной Украины и Белоруссии я пока не находил подобные названия населённых пунктов.
По моему представлению, домонгольская, ещё Киевская Русь знала похожий административный аппарат. В Киеве, когда он был центром всей Руси, сидел Великий князь, а его дети и родственники сидели в руских городах, собирая дань и отправляя её в Киев.
1014 год—«Ярославу же [Ярослав Мудрый] живущу [княжившему] в НовЂгородЂ и урокомъ дающю дань Кыеву 2000 гривен от года до года, а тысящу НовЂгородЂ гридемъ [гриди - княжеское окружение, дружина, телохранители] раздаваху; и тако даяшу въси князи новгородстии [князья в это время фактически выполняли роль киевских наместников, представителей Киева в Новгороде], а Ярославъ сего не даяше къ Кыеву отцу своему. И рече Володимиръ: "требите путь и мосты моcтите"; хотяшеть бо поити на Ярослава, сына своего, абие разболЂся».

Существовало две основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения сельских районов - "дань", в основе которого лежала "десятина", т.е. десятая часть со всего. 2) городские налоги. Первоначально, придя на Рязанскую землю, ордынцы потребовали десятую часть "со всего". В их первом приказании люди и лошади были упомянуты особо (причём каждая масть лошади перечислялась отдельно). В затребованную ордынцами десятину так же входили: скот, продукты сельского хозяйства. Однажды в Новгороде в 1259 г. ордынцы собрали налог, называвшийся "tuska", который был, видимо, больше обычного, поскольку стал причиной горьких жалоб: "И было великое смятение в Новгороде,– говорит летописец, – когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности". "Туска" была единоразовым чрезвычайным налогом. Чрезвычайный налог был введен ордынцами как карательная мера после восстания в (Великом) Новгороде. Больше он никогда не собирался, и основой дани с Новгородской земли продолжала оставаться "десятина". Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом. В Новгороде в XIV и XV веках сбор налога, соответствовавшего дани, назывался "черным бором". Первоначально, вероятно, его платили шкурами черных куниц. Такие платежи назывались "черными", в отличие от платежей "белым" серебром. Однако во времена правления Василия II "черный бор" определялся в серебряных гривнах.


Картина Б.Иванова - "Баскаки"



Помимо "дани" известно о существовании других прямых налогов:
- "Поплужное" (на Севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. "Поплужное" происходит от слова "плуг", этот термин пришел в русский язык из немецкого. Сохой (откуда происходит посоха) на Севере Руси называли "легкий плуг". Таким образом, термины "поплужное" и "посоха" можно передать как "деньги с плуга". В связи с этим можно добавить, что исконное славянское слово для обозначения плуга – "рало" употребляли, главным образом, в Южной Руси. Действительно, в некоторых южных регионах "рало" было единицей налогообложения в киевский период.
- "Ям" являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций.
- "Война" - Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках (военный, или солдатский налог), по-видимому, его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов.
- "Пошлина" - ещё один налог, упоминаемый в ярлыках.
Вдобавок к постоянным налогам ордынцы сохраняли за собой право, если считали необходимым, требовать дополнительный налог известный как "Запрос", он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях.
Кроме того, когда князья-Чингизиды и ханские посланники путешествовали по Руси, предполагалось, что руские будут делать им "подарки", снабжать их пищей, фуражом для коней, а также обеспечивать лошадьми и повозками для передвижения.
Основной налог с городов назывался "Тамга". Как на монгольском, так и на тюркском языках термин "тамга" обозначает "эмблему", особенно – эмблему клана. Отсюда и "клеймо", чтобы метить лошадей и другие виды собственности, принадлежащие клану. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах.
Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы (по-русски – гости) облагались налогом индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке "таможня" происходит от слова "тамга". Взимался также местный налог на товары – "мыт".
Вероятно, руские ремесла, подлежали особому налоговому обложению "что накапливается в мастерских, у ремесленников и купеческих объединений, а также дополнительный налог на выдачу лицензий в некоторых ремеслах". Известно, что в 1258 г. в Новгороде были сосчитаны все дома с целью сбора городских налогов. Летописец комментирует, что сами бояре устроили это, так что самое тяжкое бремя легло на бедных.

Первоначально установленная Ордой система сбора налогов действовала на территории бывшей Киевской Руси на протяжении примерно столетия.
В Галиче до 1349 г., когда Галицию захватила Польша. К 1363 г. большинство других западнорусских (современных украинских и белорусских) земель вошло в состав Великого княжества Литовского, и ордынцы перестали собирать с них дань.
В современной украинской исторической литературе я встречал утверждения о том, что Галицко-Волынская Русь почти не выплачивала ордынскую дань, а её зависимость от Орды ограничивалась "налогом кровью", т.е. рускими военными отрядами, выставляемыми по требованию Орды. Об этом, например, пишет историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии Наталья Николаевна Яковенко в своей работе "Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время", Киев, 2005 г., перевод на русский 2012 год, "Новое литературное обозрение".
Однако существует источник, подтверждающий стандартную практику ордынцев - Галицко-Волынская Русь, как и другие подчинённые Орде территории, регулярно выплачивала ордынскую дань. В мае 1323 года польский король Владислав Локеток отправил письмо папе Иоанну XXII, в котором он написал, что после смерти (похоже, убиты ордынцами) Андрея Волынского и Льва II Галицкого (после их смерти династия Рюриковичей в Галицко-Волынской Руси), возникла реальная угроза прямого захвата Ордой соседних с его владениями руских земель, «с которых, по обыкновению, уплачивалась ежегодная дань».

В Северо-Восточной Руси система сбора дани изменилась в начале XIV века. Хан Узбек, один из величайших ордынских ханов, в 1310 году провёл реорганизацию, отдав сбор дани руским князьям.
В связи с этим баскаки были отозваны, а мелкие сборщики налогов теперь назначались самими рускими князьями. Каждый руский великий князь: Владимирский (к тому времени фактически Московский великий князь был и Владимирским великим князем), Тверской, Рязанский и Нижегородский после сбора денег должны были иметь дело с особым монгольским высокопоставленным чиновником «баскаком» высшего ранга, который подсчитывал количество собранного и принимал деньги для сокровищницы хана. Эти "баскаки", тем не менее, проживали в Сарае, а не на Руси. Такой "баскак", ответственный за Великое княжество Московское ("московский "баскак""), упоминается в Симеоновской летописи под датой 1432 г.
Логично предположить существование "тверского баскака", "нижегородского баскака" и "рязанского баскака".
Общая сумма, которую каждый Великий князь должен был выплатить хану, называлась "выходом". Это слово представляется руским переводом арабского термина kharaj. Первоначальным значением этого арабского слова было "дань" в общем смысле, позднее оно стало обозначать более узкое понятие – "налог на земельную собственность".
Большую часть выхода составляли деньги от "дани". Что касается других налогов, то "тамгу" продолжали собирать, но вырученная от нее сумма обычно оставалась в сокровищнице Великого князя. После 1360 г., т.е. во время ордынской смуты, «замятни», вероятно, только один хан, Тохтамыш, мог собирать "тамгу".
«Ям» также регулярно не выплачивался ханам. "Поплужное" смешалось с данью, которая постепенно стала начисляться, исходя из количества сох.

Нет сомнений, что платежи значительно уменьшились во время неурядиц в Золотой Орде в 1360-1370-е гг. Только Тохтамыш (1382-1395 гг.) на время своего правления восстановил первоначальные нормы налогов, но после его падения "выход" не выплачивался регулярно. Невыплаченный баланс оставался в казне русских князей, главным образом, в сокровищнице великого князя Московского. Понятно, что в последние годы "ордынского ига" выплаты становились всё меньше и меньше, постепенно сводясь к нулю.










на фото слева: ордынские изделия из золота, серебра и драгоценных камней.
и на эти украшения собиралась ордынская дань с руских людей.
Фото в большом увеличении.
Москва. Государственный Исторический музей.
ноябрь 2012 г














В руских источниках практически не упоминается годовое количество "выхода", т.е мы не знаем количественную сумму выплачиваемых налогов.
В Воскресенской летописи, в сообщении за 1371 год, я нашёл следующую запись:
1371 год—«[Московский князь Дмитрий "Донской"] выведе же съ собою изъ орды княже Михаилова сына Тверского князя Ивана, окупив его у Татар въ долг, даст по нему 10 (*) тысящь рублевъ сребра, еже есть тьма, и приведе его на Москву...[В тексте на цифре 10 есть следующая сноска: "30 во встьхъ сп.", но я не понимаю её смысла
Та же фраза: «10 тысящь рублевъ сребра, еже есть тьма», встретилась мне в Московском летописном своде, но уже без сноски.
Г.В.Вернадский предложил способ определить общую сумму выхода, хотя бы приблизительно, – это учесть нормы налогов, установленные Тохтамышем в 1384 г. В то время дань собиралась по норме: одна полтина с хозяйства, то есть – с сохи, или примерно с двадцати человек.
С точки зрения численного деления населения, установленного монголами, соху можно было бы приравнять к одной десятой десятка. В тьме была 1 000 десятков, что соотносится, по меньшей мере, с 10 000 хозяйств (или сох). Во всяком случае, половина рубля с сохи означала бы сбор пяти тысяч серебряных рублей с "тьмы".
Эту цифру можно считать квотой, требуемой с каждой "тьмы".
Если в действительности собиралось больше, излишек поступал в казну великого князя; если меньше, то великий князь должен был восполнить недостачу из излишков с других «тем», или же из своего собственного кармана.
Г.В.Вернадский отметил, что Великое княжество Владимирское, состоявшее при Тохтамыше из 17 "тем", выплатило в 1384 году 85 000 серебряных рублей общей суммы дани. По этой же аналогии он предположил, что Рязань должна была выплачивать 10 000 рублей, а Нижний Новгород и Тверь – по 25 000 рублей. В этом случае общая цифра для Северо-Восточной Руси (без Великого Новгорода) равнялась 145 000 рублей. К этому следовало добавить отдельный налоговый сбор с городов - "тамги".
Количество дани, выплачиваемое Новгородской землёй вообще и Великим Новгородом конкретно, определить трудно, так как сам Новгород находился вне системы "тем". Главным источником ханского дохода с Новгорода, вероятно, была "тамга" (в те периоды, когда ее платили), а не "дань". Что же касается "дани", то Вернадский предполагал, что вся Новгородская земля платила "дань" в 5 "тем".

Система сбора дани, введённая татарами, сохранилась в Московии и использовалась великими московскими князьями, а затем московскими царями вплоть до XVI века. Тот факт, что термин "казна" и "казначей" заимствованы из тюркского языка, свидетельствует о том, откуда был взят налоговый институт.
Второй важной частью доходов великокняжеской казны были судебные издержки, но, судя по всему, этот институт являлся исконно руским и развивался независимо от монгол.

Небольшая информация об ордынском выходе мне встретилась в книге современного историка Антона Горского "Москва и Орда". Я выписал информацию на отдельную страничку и предлагаю вам её прочитать:
Ордынский выход у А.Горского.

ЛИТЕРАТУРА

1) Замечательная книга Г.В.Вернадского, на мой взгляд одна из лучших прочитанных мной на тему, посвящённую взаимоотношению Орды и Руси. В отличии от исследований других историков, которые мне довелось читать, Г.В.Вернадский достаточно подробно рассматривает историю порабощения Ордой всех Руских земель, т.е. территории современной России, Украины и Белоруссии.
Настоятельно рекомендую - «МОНГОЛЫ и РУСЬ»
найдите: Глава III. "Золотая Орда", Раздел 8. "Монгольская администрация на Руси".

2) Интересную информацию о налогах во времена ордынского ига вы можете найти на интернет-страничке "Эха Москвы" в передаче "ФИСКАЛ" от 25 ноября и 2 ноября 2012 г., по этому адресу:
«ФИСКАЛ».


Радиостанция "Говорит Москва", цикл передач "Родина слонов":
Передача посвящена генуэзцам в Крыму. Генуэзцы были торговыми контрагентами Орды, так что вы можете узнать, какие огромные доходы давал Орде контроль за международными торговыми путями.
«04 ноября 2017 года. ГЕНУЭЗЦЫ В КРЫМУ»