/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


И



стория Киева после его падения в декабре (?) 1240 года и на протяжении столетий мало известна широкому кругу читателей. Практически невозможно прочитать об этом времени в популярной литературе, на страницах интернета. Даже в "Национальном музее истории Украины" в Киеве практически нет ничего, что было бы посвящено истории Киева от 1240 года, до начала 17 века. Я долгое время собирал специальную литературу по истории Украины вообще и Киева в частности. Попробую изложить известную мне и не слишком обширную информацию по историю Киева, пользуясь доступными источниками. Основная научная информация почерпнута из книги «ИСТОРИЯ КИЕВА. Древний и средневековый период». т.1. Киев, «Наукова думка», 1984., а так же П.Г.Клепатский "Очерки по истории Киевской земли. Литовский период"
Для того, чтобы у вас сложилась системная информация, рекомендую перед чтением этой главы прочитать страницу моего предыдущего интернет-сайта, посвящённую Киеву домонгольскому, которая так и называется: «КИЕВ»
а так же: «Киевские князья до 1263 года. Схема»

Падение Киева в 1240 году явилось одной из драматических страниц в истории монгольского нашествия на Киевскую Русь. Несмотря на явный экономический упадок города и политический кризис внутри руских земель до монгольского нашествия, Киев оставался не просто крупнейшим городом Руси. Киев был древней, признаваемой всеми столицей Руси, её духовным и культурным центром.
Сохранились достаточно противоречивые сведения о том, сколько продержался Киев, обладавший, возможно, самыми мощными защитными сооружениями ( фото № 1 и фото № 2 и фото № 3 и фото № 4) во всей Руси. Сегодня нам практически ничего не известно о защитниках города. Лично у меня сложилось убеждение, что Киев обороняли горожане, жители из ближайшей округи и немногочисленные (добровольцы ?) профессиональные воины во главе с тысяцким (т.е. начальником городского ополчения) галицкого князя - Дмитром.




Такими увидел знаменитые "Золотые ворота" А.Вестерфельд в 1651 году.




Судя по всему, княжеские дружины к тому времени были либо уничтожены монголо-татарами, либо отведены князьями от Киева, исходя из своих соображений: к осени-зиме 1240 года в разгромленной уже наполовину Руси численный перевес захватчиков, сконцентрировавшихся под Киевом, был столь велик, что князья прекрасно понимали неосуществимость обороны города и увели оставшиеся профессиональные дружины далеко от Киева.
Одним словом, никто из князей, до того претендующих на Киев, не пришёл со своими профессиональными воинами на защиту древней столицы Руси.
Последние защитники города, как сообщают немногочисленные летописные источники, были убиты в городе Владимира. Оставшиеся в живых киевляне закрылись в Десятинной церкви. Несколько человек попытались прорыть подземный ход, выходящий из десятинной церкви на склоны киевских гор, их останки найдены археологами. Но церковь рухнула, погребя под своими сводами и стенами всех, кто укрылся внутри.

Сейчас можно только гадать, кто из киевлян успел уйти из города, а такие были почти наверняка, ведь нападение кочевников не было неожиданным, а кто остался защищать город. Не известно, понимали ли оставшиеся в городе жители, какая судьба их ждёт, во что они верили и на что надеялись.
Достаточно точно известно, что практически все, кого монголы нашли в Киеве, были убиты или уведены в плен. В 1246 году посетивший Киев папский посол отметил, что в городе едва ли осталось 200 домов. Вероятно, население Киева в это время составляло не более 2 тыс. человек, при том, что до нашествия населения Киева, по мнению П.П.Толочко, насчитывал около 50 тыс. человек. Сам город в это время управлялся непосредственно монгольской администрацией – баскаками, при формальном существовании местной администрации. Из того, что мне довелось прочитать по этому вопросу, Киев был одним из руских городов, которым непосредственно управляли представители монгольской администрации, причём управляли длительное время. Затем функции непосредственного управления перешли к местным князьям, но под строгим надзором ордынских чиновников.
В новгородской летописи за 1331 год упоминается «князь Фёдор киевский с баскаком». Вероятно, это связано с тем обстоятельством, что Киев занимал выгодное экономическое положение, и монгольская администрация внимательно наблюдала за экономикой города для пополнения своей казны. Другой причиной столь пристального внимания могла быть сама история Киева – древней руской столицы и духовного центра руских людей.
Для для сравнения можно отметить, что в это же время в Москве правил Иван "Калита" (1322 (?)25 (?) - 1341), а за его действиями внимательно наблюдал такой же приставленный к нему ордынский чиновник - "баскак".

Как и в домонгольское время, Киев остаётся главным городом Киевской земли. Вы можете прочитать собранную мной информацию об истории Киевской земли с 1240 по 1500-е года на странице моего сайта КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ.

Более подробную информацию о киевских князьях и заменивших их впоследствии "воеводах" вы можете посмотреть на страничке КНЯЗЬЯ В КИЕВЕ.

Итак, после взятия Киева монголо-татарами мы наблюдаем значительное разрушение города, пленение и физическое уничтожение горожан. Но Киев не прекратил своего существования. Нет сомнений, что первыми в город возвратились те, кто успел (или захотел) покинуть город до начала осады. Затем, по естественным законам, опустевший город стали заселять люди из окрестностей, из близких и не очень близких мест. Самим своим возникновением Киев обязан удачному расположению на древнем торговом пути по Днепру и его притокам, поэтому нет ничего удивительного в том, что после хаоса и разрушений, связанных с нашествием монголо-татар, начался период восстановления нормальной жизни и экономики.
Верхний город был разрушен и сожжён, хотя жизнь в нём не прекратилась. Точно известно, что сохранился и действовал разграбленный Софийский собор, а также собор Михайловского Златоверхого монастыря. Судя по археологическим находкам, были отстроены некоторые дома ремесленников.

Как и в первые десятилетия существования Киева, основная жизнь в городе сосредоточилась в "Нижнем городе" или "Подоле" ( фото 5 и фото 6). Никаких документов от того времени не сохранилось, но можно предположить, что в первую очередь возрождались ремёсла и мелкая торговля, связанные с повседневной, бытовой стороной жизни. И только затем, по происшествию некоторого времени, в Киеве вновь развиваются транзитная оптовая торговля, ремёсла, связанные с удовлетворение религиозных и культурных запросов людей. При этом важно отметить, что даже в это трагическое время киевские мастера производили изделия не только собственно для Киева и его окрестностей. Археологами найдены изделия, произведённые киевскими мастерами после 1240 года не только в самом Киеве, но и в некоторых североруских городах.




На фото справа: Киев. Замковая гора. Современный вид.
Ничего не сохранилось на Замковой горе.
июль 2009 г.





Мне кажется, очень важным обстоятельством, свидетельствующим о жизни города, явился известный историкам факт: почти 60 лет, т.е. на протяжении жизни минимум двух поколений, Киев продолжает оставаться духовной столицей всех руских земель. Вплоть до 1300 года в Киеве располагается общеруская митрополия. А это значит, что сюда приезжали люди, приезжали церковные иерархи, проводились службы не только для горожан, но и гостей из других руских земель. А ведь их всех надо было встретить, расселить, накормить.
Мы не знаем точно, сколько времени потребовалось киевлянам для восстановления Нижнего города, может одно поколение, может два. Ясно, что потребовалось значительное время, значительные усилия, чтобы Киев, пусть не в прежних своих размерах сумел «зализать раны». Известно, что эпидемии чумы выкашивали население средневековых городов, и в этом смысле людские потери киевлян во время штурма 1240 года были сопоставимы с потерями от таких эпидемий.
Но монголы уничтожили инфраструктуру города, монголы разорили многочисленные руские города, служившие торговыми и экономическими партнёрами Киева, монголы наложили дань на киевлян, монголы угоняли в плен огромное количество людей, подрывая с трудом восстанавливающуюся экономику. А это не могло не сказываться на развитии города и его окрестностей.

Новый подъём города, зафиксированный в летописных источниках, начинается во второй половине 14 века, примерно через 100 лет после падения Киева, и проходит в период литовского господства над городом. Давайте попробуем поближе познакомиться Киевом 1400-1600 г., см. Киев 1400-1600 годов по по Н.В.Закревскому.

Крепость (замок) на Замковой горе господствует на всем городом. Летописи неоднократно упоминают о том, что замок является не просто грозным оборонительным сооружением, но и композиционным центром города. Внутри замка, как и положено, здания для администрации, три церкви, служебные помещения, арсенал. Рядом с Киевом не было доступных месторождений камня, а потому замок (да и сам город) строились из дерева. В замке живёт городской воевода и наместник.
Военный комендант замка одно время был и главой администрации города. В его руках сосредотачивается административная, финансовая, и частично судебная власть.
В 1416 году войска Эдигея грабят город, но замок устоял. Киевский замок являлся важным ключом к обороне не только самого Киева, но и всего южного и восточного направления ВКЛ, поэтому ремонт и подновление оборонительных стен замка производились достаточно регулярно. В 1482 году орда крымских татар во главе с Менгли-Гиреем, с подачи великого московского князя Ивана III разрушила замок, но он был быстро восстановлен. Менгли-Гирей - союзник Ивана III и нападение на Киев было частью компании Ивана III против ВКЛ. Впрочем, ВКЛ так же использовало татар против Московии. Повторялась древнеруская история, когда руские князья воевали против своих же руских князей, использую половцев.
А вот княжеская резиденция времён ВКЛ располагалась уже не в Берестове, рядом с Печерским монастырём, а на противоположном берегу Киева, в том месте, где Десна впадает в Днепр.

Основное население Киева, как и прежде, пока ещё живёт в «Нижнем городе», - современный Подол. Вокруг Подола возводят оборонительные укрепления, а это явный признак относительной политической самостоятельности Киева, роста его экономического влияния. В это же время появляются, (возрождаются) новые городские кварталы, между которыми остаются большие незаселённые площади - например, Крещатикская долина. Один из современных киевских районов – «Куренёвка» возник в это же время. Куренёвка, от слова – "курень" - простейшее, временное жилище. В таких жилищах жили казаки. Летом казаки уходили в низовья Днепра на промыслы, а зимой возвращались в город. За свой характер, или по ещё каким причинам, им запрещалось жить внутри городских стен.




Киев. Печерский монастырь. Современный вид. Теперь это Киево-Печерская лавра.
июль 2009 г.




В центре Подола торговая площадь, на которой идёт не только торговля, но, как и в других средневековых городах, протекает политическая жизнь.
Так же, как и все средневековые города, Киев застраивается хаотически. Улицы представляют собой лабиринты, а жилые дома ставят сообразуясь только с природным ландшафтом, а также деньгами и близостью к власти: богатые живут в больших и просторных домах, бедные ютятся в лачугах. Мало того, около домов горожане разбивают садики (уж не вишнёвые ли ?), что увеличивает общую площадь города.
Посетивший в 1474 году Киев Контари отметил, что хороших домов совсем немного, так что ему послу Венеции и человеку явно не бедному, пришлось помещаться в довольно плохой квартире. Обычный способ освещения домов ("плохая новость") - лучина. Но была и "хорошая новость" - "лучины стоят так дёшево, что за два денария можно её иметь больше, чем надо для освещения в самую долгую зимнюю ночь".
Бывалый путешественник Михалон отмечает: "киевские хижины, обильные, впрочем, плодами, молоком и мёдом, мясом и рыбой, но грязные, наполнялись драгоценными каменьями, соболями и другими мехами и прочим, так что я находил шёлк дешевле, чем лён в Вильне, а перец дешевле соли". Тут тонкость в том, что шёлк - это ткань для очень и очень богатых людей -элиты, а перец в то время одна из дорогих экзотических пряностей, доставляемых в Европу из Азии.
Боплан (1646 год) отметил, что дома строятся "по московскому образцу", т.е. рядом, довольно низко и обыкновенно в один этаж.
Контарини отмечает, что киевляне обычно проводят утро, до трёх часов, в занятиях, а потом отправляются в шинки, где остаются вплоть до самой ночи и нередко, напившись допьяна, заводят между собой драки. Киевские воеводы запрещали киевлянам освещать свои жилища, и им ничего не оставалось делать, как отправляться в шинок для приятельской беседы под "стаканчик другой доброго вина". А где два стакана, там три и четыре. Высшее общество, судя по приёму Контарини у Гаштольда, развлекалось пением (хоры) особенно во время еды. Замечу, и сегодня украинцы любят петь
Как отмечает один польский люстратор, киевляне народ оборотистый: "В городе оставались только убогие, которые не в состоянии были даже выставить и 30 коней для погони за неприятелем"
Не так давно археологи обнаружили остатки каменной церкви, датирующейся XIV - началом XV века. Пол церкви сделан из глазурованных плиток, а на стенах сохранились фрагменты фресковой живописи. Вероятно, сама церковь строилась в традициях древней, домонгольской Руси. Строительство такой церкви говорит нам о высоком уровне культуры строителей и их заказчиков, а так же о значительных денежных средствах заказчиков.
Строительство каменной церкви в Нижнем городе явно вписывается в общую тенденцию возрождения города и его святынь. К конце XIV века реставрируется собор Михайловского златоверхого монастыря, а в 1470 году Успенский собор Печерской лавры.

Как и в домонгольские времена, Нижний город страдал от наводнений и разливов Днепра. Последнее такое наводнение Подол пережил в XIX веке.
Скученность и отсутствие современных средств гигиены, типичные для средневековых городов (ссылка на средневековый город) имело свои последствия. Город неоднократно подвергался опустошительным эпидемиям: мор 1352 года, 1366 года, 1375 года, 1419 года, 1424 года буквально опустошали Киев. В 1366 году князь, воевода и вся администрация даже на два года уехали из Киева.

История киевской городской общины, история города-государства Киев вписывается в общую историю руских городов-государств. Я достаточно подробно рассказал о механизме формирования и распада общины города-государства на странице общей истории руских городов в составе ВКЛ - "ГОРОДА ВКЛ" . По этой причине не буду подробно пересказывать здесь уже изложенную информацию. История Киева отличается только тотальным уничтожением города в 1240 году, но, судя по всему, киевская община города-государства возродилась (пусть и не в таком объёме, как в Смоленске, Полоцке) и прошла тот же путь, что и общины руских городов-государств.
Белорусско-литовская летопись сообщает о событиях 1324 года, т.е. через 84 года после тотального разрушения Киева монголо-татарами в 1240 году. Гедимин обложил со всех сторон Киев, и «кияне почалися ему боронити. И лежал князь великий Кгиндимин под Киевом месяц, а затым здумали межи собою горожане киевский, иж моцы великого князя не могли терпети болши того без господаря своего, великого князя Станислава киевского. И вслышати то, иж Станислав утек от Кгиндимина, и войско господаря их побито, а в них нет зоставы никаторое, а князь их ни зоставил. И они, змовившимися одномысленне, поддалися великому князю Кгиндимину, и шедши з города со кресты игумены и попы и дьяконы, и ворота городовыи отворили, и стретили великого князя Кгиндимина честно, и вдарили ему челом, и поддалися служити ему, и присягу свою великому князю... на том дали... били челом великому князю Кгиндимину, штобы от них отчизны не отнимал. И князь Кгиндимин при том зоставил и сам честно у город Киев уехал. И слышали то пригородки киевский, Вышегород, Черкасы, Канев, Путимль, Слеповрод, што кияне передалися с городом, а господаря своего слышали, иж втек до Брянска, а силу его всю побнту, и вен пришли до великого князя Кгиндимина и с тыми вышереченными пригородки киевскими подалися служити, и присягу на том дали великому князю Кгиндимину. И переяславляне слышали, иж Киев и пригородки киевскиии подалися великому князю Кгиндимину; (выделено мной - В.З.) а господарь их князь Олг от великого князя Кгиндимина убит, и они, приехавши, и подалися з городом служити великому князю Кгиндимину, и присягу на том дали. И князь великий Кгиндимин, узявши Киев и Переяславль и вси тыи вышереченные пригородки, и посадил на них князя Миндовгова сына Олкгимонта, великого князя Олшанского, а сам з великим веселием у Литву возвратися».
Как и в домонгольский период Киев (киевская община) стоит во главе нескольких пригородов. И хотя сама киевская городская община находится под властью орынцев, которых пытается заменить Гедемин, мы видим восстановление древней иерархии главной общины над общинами пригородов.
Ещё одна летописи сохранили любопытную подробность. В 1354 году великий князь литовский Ольгерд решил поставить в митрополиты "всея Руси" своего родственника (через жену) - Романа. Под охраной литовских войск Роман прибыл в Киев, чтобы в Софийском соборе (!) совершить поставление на митрополию: "приде и со Литвы Романъ чернецъ на митрополию и выиде, и не прияша его кияне". Как отметил в своей соборной грамоте константинопольский патриах, Ольгерд "много горя и кровопролития" причинил киевлянам. Таким образом, мы видим реальную силу городской общины Киева, не принявшую ольгердовстого ставленника несмотря на прямое насилие со стороны великокняжеских войск.
Следующее сообщение летописи датируется 1470 годом. Умирает киевский князь Олелько Владимирович. Король Казимир направляет в Киев своего воеводу, но киевляне на принимают его: "яко не токмо не князь бе, но более, яко Ляхъ бе". Вторичная поездка Гаштольда так же окончилась безрезультатно. Длугош замечает по этому поводу: " такъ какъ они не желали подчиняться тем, которые некогда платили имъ дань". Только с третьего раза киевляне "принимают" Гаштольда, приехавшего в Киев с большим литовским войском: "И оттоле на Киеве князи престаша быти, а вместо князей воеводы насташа". Но при этом Казимир подтверждает льготы киевской общине.

Киевское мещанство мещанство издревле пользовалось определёнными привилегиями, санкционированными грамотой короля Казимира. Хотя сама грамота Казимира не сохранилась, до наших дней дошла грамота великого князя Александра, 1494 года, подтверждающая в основных чертах, "как было за вел. кн.Витовта". Во-первых, она заключает некоторые правовые нормы, в том числе: а) судебные гарантии; б) свобода перехода по всему ВКЛ с властностью и с отчуждением таковой; в) наследственность имений и свобода распоряжения недвижимой собственностью с господарского произволения. Во-вторых, эта грамота санкционирует многочисленные льготы, преимущественно экономического, а в некоторых случаях и служебного порядка, в том числе: а) освобождение от подвод и стаций, с некоторыми ограничениями в пользу литовских и ордынских послов и гостей; б) освобождение от ордынской службы; в) освобождение от работ по содержанию замка (кошение сена, сыпание става, облавы и т.д); г) освобождение от мыта "по всей земле Киевской", но с многочисленными ограничениями (поветчина, корговщина, осмничество); д) упорядочение куничной дани (шерстью или 5 грош); е) свобода торговли (кроме ясачной); ж) пользование сервитутами и т.д.

Как и в других руских городах киевляне получают из рук великого князя литовского так называемое «Магдебурское право», расширяющее привилегии киевлян. Время получения Киевом "магдебурии" вызывает споры . Так сказать среднестатистическая цифра между 1494 и 1497 годом.
Магдебурия и последовавшие впоследствии другие льготы разрешили киевлянам в том числе: а) право шинковать, с обращением дохода с той статьи на местные нужды, с отпещением так же медового померного; б) право строить беспрепятственно клетки, ятки, мясные лавки, держать воскобойню, с уплатой за это ежегодно два копа грош с каждой каморы; в) разрешение проводить два раза в год ярмарки на Рождество Христова до "актавы" и на Рождество Богородицы до "актавы".

Киевское мещанство делилось на три группы: а) мещанство под магдебургским правом; б) мещанство замковое; в) мещанство владельческое. Магдебурское право распространялось только на опредёлённую группу мещан. Насколько я понял, они даже селились на отдельной территории внутри города. Магдебургское право особождало их "отъ всякого права и моци и отъ насилiя всихъ подданных вел.кн.литовскаго, отъ воеводъ и от судей и отъ всихъ посполите врядников".
Мещанство замковое зависело от замка, т.е. центральной власти, а владельческое от частных владельцев, соответственно и присуд был замковый или владельческий.
Во главе (магдебургской) мещанской общины стоял «войт», избираемый "за прозбою всихъ мещан", но утверждаемый центральным правительства. За свою работу, в виде оплаты, «войт» получал участок земли, освобождённый от налогов и чётко определённые судебные пошлины.
Орган городского (магдебургского) самоуправления «Магистрат» состоял из двух коллегий: «Лавы» и «Рады».
«Лава», «лавники» - присяжные. Под председательством «войта» ведала уголовными делами - великими и малыми: злодейство, разлитье крови, мужебойство, пожеги, взятие члонков и т.д. Ей была была предоставлено право в отношении этих дел "супольная моць судити и осудити, карати и стинати, и на колъ бити и топити".
Коллегия «Райта», «райцев» под предводительством «бурмистра» вела дела административно-полицейские и по частным искам. В её компетенцию, в частности, входило: приумножать общественное добро; предупреждать вред, угрожающий обществу; судить нововозникшие распри; смотреть, чтобы не было дороговизны в пище и еде; карат перекупней за неисполнение решений рады; смотреть за пекарями и шинкарями; проверять меры и весы; опекать вдов и сирот; не допускать азартных игр и т.д. Каждый год коллегия райцев переизбиралась, но предварительно обязана была дать отчёт перед поспольством в расходовании общественных сумм.
В XVI веке великие литовские князья неоднократно подтверждали Киеву «Магдебургское право», расширяя привилегии. Так например, тот же Александр в 1503 году освободил киевских мещан от поднимания (обслуживания) любых послов, в том числе литовских и ордынских.
Разумеется, киевляне были обязаны платить определённые налоги - серебщину, давать на господский скарб "вагу" и "важное". В счёт земской службы киевляне обязаны были содержать польную стражу и ездить в броне и зброе в поля за татарами по первому приказу государя или его урядников. На киевских мещанах лежала замковая служба "охранять замок ночью и "кликать подле стародавного обычая". Всё это время происходит борьба между горожанами и воеводами и его урядниками, которые часто трактовали те или иные обстоятельства в свою личную пользу при исполнении горожанами земских и городских повинностей. А так же в пользу своего кармана. Мало получить права, даже из рук Великого князя, надо ещё эти права реализовать. Мы знаем о борьбе магистрата с мелкими и крупными феодалами, в т. числе и церковью за право пользования предоставленными горожанам лесными сервитутами. Известны и имена некоторых богатых землевладельцев, с которыми столкнулась городская община: Богдановичи, Чайки, Горностаевы, Дидковичи, Момонтовы, Велевские и т.д.
Кроме того, мещане внимательно следили за иногородцами, или своими горожанами, построившими дома "на мещанских пляцах", промышляющих торговлей и ремёслами, но не выполняющих возложенные на мещан обязанности.
В этом смысле, я думаю, было бы любопытно сравнить политическую историю города Киев и историю города МОСКВА.

Данных о жителях Киеве до конца XV века не сохранилось, есть только за XVI век. Сведения выходят за временными рамками этого сайта, но, думаю, информация вам будет интересна.
Таблица из книги П.Клепатского "Очерки по истории Киевской земли. Литовский период"























Обратите внимание, в общей сложности мещан под магдебурским правом меньше, чем замковых и владельческих.



Этнический состав мещанства достаточно пёстрый: поляки (жолнеры), 3 дома литвинов, 7 домов армян, 1 немецкий, татары (Охмат Севрук, Карой Севрук, Черкасс, Нагай, Шавуля, Митько, Кобызевич, Нагай, Цопка, Ельбей и др). Армянская община по грамотам киевских мещан имеет большой вес в городе и занимала выдающееся место в торговле с Востоком.

Крупнейшими землевладельцами становятся киевские монастыри: Печерский, Софийский, Михайловский златоверхий, Никольско-Пустынный, Выдубицкий.
Городская верхушка (как в других европейских городах того времени) была немногочисленна, около двух-трёх десятков богатых купеческих семей: Крикуновичи, Криницкие, Шаулы, Мелешковичи, Кошколдовичи и т.д . Затем шёл более многочисленный слой средних купцов и цеховые мастера. Цеховая организация производства в Киеве, похоже, не имела такого же политического влияния, как в европейских городах, но она существовала, Известны цеховые организации лучников, ковалей, чеботарей, золотарей, кравцов, кушнерев, шевцов, винников, хлебопёков, перекупне, рыболовов, конвиссаров, постригачей, стрельников, плотников. Разумеется, в самом низу социальной лестницы многочисленные городские низы, плебс: подмастерья, ученики мастеров, внецеховые ремесленники – «партачи». Похоже, от них пошло слово «напартачить», т.е. сделать плохо. Возможно, качество изделий самодеятельных ремесленников «партачей» действительно уступало качеству изделий «лицензированных» цеховых мастеров, за которыми стояло развитое цеховое производство. А возможно это уничижительное понятие родилось в ходе конкурентной борьбы между цеховыми ремесленниками и внецеховыми. Ну и многочисленная масса просто бедных людей.

Экономической основой роста города являлось ремесло и торговля. В XV веке город постепенно наращивает объёмы ремесленного производства. Как я уже говорил, появляются цеха, с соответственной цеховой организацией производства и упоминаемые выше нецеховые ремесленники - «портачи».




На рисунке справа: "Замковая гора" и "Подол" в 1651 году. Рисунок А. Вестерфельда.
"Замковая гора" слева, на ней едва виден замок. Справа гора "Щековица". Внизу "Нижний город" - "Подол".
Вероятно, смысл рисунка в том, чтобы визуально показать господство замка на "Замковой горе" над "Нижним городом" - "Подолом".




Согласно дошедшим до нас документам, то есть точно известно, к концу XV века в Киеве работают: кузнецы, жестянщики, плотники, сапожники, портные, седельники, рымари, лучники, стрельники, мясники-резники, пекари, цирюльники, золотари-ювелиры. В документах не упоминаются, но вне всяких сомнений работают: ткачи, гончары, бондари, токари, литейщики, а так же ремесленники, связанные со строительством и ремонтом многочисленных речных судов, используемых в судоходстве по Днепру и его притокам.
После разрушения Киева в 1240 году, навсегда утрачивается искусство знаменитой киевской перегородчатой эмали, но новые мастера золотых дел славились далеко за пределами Киева.
Особой популярностью в Крыму и на Юго-Востоке Европы пользовались киевские стрелы с металлическим наконечником и оперением из перьев орлов. В середине 16 века крымские татары отдавали воз соли за 10 таких киевских стрел.
Замечательным образцом культуры и свидетельством о развитии ремесленного производства являются дошедшие до нас образцы печных изразцов. Археологические находки свидетельствуют о наличии большого количества печных изразцов, изготавливавшихся в Киеве. Любили киевляне украшать свои дома красивыми печами.
Не прервалась и традиция киевского иконописания. К концу XIII века относится икона «Печерской богоматери (Свенской богоматери), обнаруженной в Свенском монастыре в Брянске. Известна «Игоревская богоматерь» Печерского монастыря.
В XIV и XV веках Киев остаётся одним из крупнейших восточнославянских центров книгописания. А это возможно при существовании инфраструктуры по производству книг, наличию большого числа образованных людей, наличию школ, да и наличию богатых людей, заказывающих дорогие в производстве книги.
В 1285-1299 годах переписана и украшена изысканными рисунками византийская «Хроника Георгия Амартола»
До нас дошли евангелие Апракос «Лаврское», написанное на пергаменте крупным уставом в XIV веке. Вероятно, это евангелие вышло из мастерской при Печерской лавре. Вершиной творчества киевских книгописцев считают «Псалтирь» 1379 года (Подробные фотографии Псалтири можно найти на сайте «Президентская библиотека Б.Н.Ельцина»
В начале XV века из стен Никольско-Пустынного монастыря выходит Евангелие, так же причисляемое специалистами к выдающимся произведениям киевского книжного дела. Известно «Толковое Евангелие» 1434 года, «Лествица» 1455 года, «Златоструй» 1474 года, - Печерский монастырь. Книгопечатание продолжалось в Софийском соборе. В одной из библиотек Кракова хранится «Кормчая» Киево-Софийского собора, содержащая сведения по истории ВКЛ.

Благодатный климат, плодоносные земли и большая река Днепр с её притоками, всё это способствовало развитию промыслов. Прежде всего процветало бортничество. С древнейших времён дань в Киевской земле платили мёдом. Не удивительно, что и в это время бортничество играло важную роль в экономике. Продажа воска на свечи, (электричества тогда не было) и мёда (сахара тоже тогда ещё не было) приносили городу и мещанам большой доход.
На втором месте можно поставить рыболовство. Рыбы было много, её продавали свежей, солили, вялили. А ведь были ещё и пруды, в которых так же выращивали рыбу.
В окрестностях ловили бобров, куниц.
На благодатных землях занимались хлебопашеством, разводили скот, засаживали сады и огороды.
Расположенный на берегу Днепра Киев вновь становится крупнейшим центром оптовой торговли. Здесь продают зерно, воск, мёд, рыбу, изделия ремесленников.
Киевское купечество сосредоточило в своих руках торговлю солью, привозимой в Киев из лиманов близ современной Одессы и так называемую "белую" соль из Галича (Каломия), попадающую в Киев через Подолию.
С Северо-Восточной Руси в Киев и дальше в Кафу везут меха, кроме того доставляют изделия из дерева, сёдла, копья, оружие, различные украшения.
Из южных степей (Перекоп) на продажу в Киев пригоняли огромные табуны лошадей, овец и всякого "быдла". Причём литовский чиновник, ввиду особой важности и доходности, лично контролировал сбор таможенных платежей с этой торговли.

О степени богатства Киева говорит тот факт, что на территории ВКЛ Киев является крупнейшим таможенным центром со второй половины 14 века и вплоть до первой половины XVI века. В источнике от 1498 года двумя крупнейшими таможенными пунктами ВКЛ названы Киев и Луцк.

В начале XIV века в Киев поступают пражские серебряные гроши. Золотые венгерские флорины, польские и литовские мелкие монеты. Во второй половине XIV века в Киеве начинается чеканка собственной серебряной монеты. Киевские серебряные динарии печатались с именем князя Владимира Ольгердовича. Ввиду своего высокого качества монеты распространились по всему Подднепровью.
Господство литовцев не могло обойти стороной и такой щекотливый вопрос, как вопрос веры. С 1411 года наряду с православными монастырями на территории Киева получают землю доминиканцы. На их содержание великий князь выдал грамоту на сбор в Киеве «поколоного»- торговой пошлины с хлеба – одну из важнейших торговых привилегий. Затем в Киеве появились бернандинцы и иезуиты. Во время княжения Витовта в Киеве учреждена католическая епископская кафедра.
Все эти божьи люди, что католического, что православного вероисповедания, становятся владельцами больших городских территорий, озёр, бортей, сеножата, охотничьих угодий и т.д. Подданные, проживающие на их территории монастырских земель, выводятся из-под юрисдикции магистрата (и великого князя) и подчиняются лишь духовенству. Подобные явления назывались «юридиками». В Киеве, кроме монастырских и костёльных «юридиков» в это время имелись княжеские и шляхетские «юридики», не подчиняющиеся ни городскому магистрату, ни сидящему в замке воеводе.

Итак, мы видим экономический рост Киева в XIV и XV веках. Город отстраивается, город набирает экономическую мощь. Но теперь, в отличие от домонгольского периода, Киев включён в состав Великого княжества Литовского. Город располагается на южных границах ВКЛ, рядом с беспокойным степным соседом и связанными с этим обстоятельством рисками. Более того, к этому времени правящая элита ВКЛ переходит в католичество, т.е. православный город оказывается в составе окатоличивающегося государства.
Вот факторы, которые препятствовали дальнейшему росту Киева в тех исторических условиях




На фото справа: киевская Псалтирь 1379 г.
Фрагмент.





(Выводы). Если бы не было монголо-татарского ига.
Историки считают, что ещё до монголо-татарского нашествия на Руси начался процесс формирования трёх или четырёх протогосударств. Подобные процессы мы наблюдали, например, у немцев. Можно предположить, что при определённых условиях Киев мог стать столицей одного из таких государств, оставаясь древней культурной и духовной столицей Руси.
Почему при некоторых условиях ?
1. Для Южной Руси всегда существовала угроза со стороны степей. Славянское население Северо-Восточных руских земель частично сформировалось из волны беженцев, покинувших благодатные и плодородные почвы Киевской и Переяславской земель.
2. Эпидемии выкашивали население городов, в том числе и Киева не меньше, чем нашествие татар в 1240 году.
3. До монголо-татар Киев грабили свои, в т.ч. войска Боголюбского 1169 году, князя Рюрика Ростиславовича с союзными Рюрику половцами в 1203 году, так что вполне вероятно, что и впоследствии нашлись бы желающие «отнять и поделить» богатства Киева.
Весьма примечателен тот факт, что осенью-зимой 1240 года никто из руских князей так и не пришел защитить древнюю столицу.
4. Основной торговый партнёр Киевской Руси – Византийская империя исчез. Набирают силу центральные и северные города Европы, и международные торговые пути перемещаются на север, по Волжскому торговому пути далеко в сторону от Киева. Другой международный торговый путь из Китая в Южную Европу проходит значительно южнее. Международные торговые пути, контролируемые Ордой.
Иначе говоря, основной фактор экономической и военной мощи Киева - международная торговля - всё равно был бы ограничен этими факторами и мы мы наблюдали бы экономический спад на территории Киева, в сравнении с домонгольским периодом.

Могу высказать свою точку зрения, которую теперь невозможно доказать: вне зависимости от того, было бы монголо-татарское нашествие, или не было, судьба Киева была бы примерно такой же, какой мы наблюдаем её в XIV-XV-XVI веках.
В целом, история Киева напоминала бы историю древней столицы Польши – Кракова, или историю Москвы во времена Российской империи.




Маленький бонус всем, кто дочитал до конца эту главу:

«Як тебе не любити, Києве мій! »