/земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


И



стория Рязанской земли мало известна широкому кругу читателей. Маленькая пограничная земля, расположенная на границе со степью, не заслуживает такого забвения. В меру своих сил и возможностей мне хотелось бы показать вам жизнь людей Рязанщины в то далёкое и тяжёлое время. Я хочу сразу же предупредить своего читателя, это не глава из учебника по истории Рязанской земли, а моё изложение важных деталей по её истории.

В моём первом интернет-сайте, на странице, посвящённой истории Рязанской земли до 1240 годов, я изложил известную мне информацию, рекомендую вам прочитать изложенный в ней материал: «МУРОМО-РЯЗАНСКАЯ ЗЕМЛЯ»

Для периода после 1240-х годов в научной литературе употребляется термин "Рязанское княжество", "Великое княжество Рязанское", подразумевая под этим и территорию и государственное устройство. Я буду употреблять термины "Рязанская земля", а так же "Рязанское княжество", "Великое княжество Рязанское", подразумевая одно и тоже. В научной литературе (А.В.Лаврентьев) я нашёл информацию о том, что первым "Великим" князем из рязанских Рюриковичей титулуется Олег Иванович. Надо так понимать, что в это же время Рязанское княжество получает общепризнанную соседями титулатуру "Великое княжество". В юридическом смысле средневековый термин "Великий", "Великое княжество" означал независимое, проводившее собственную политику государство/княжество. У Иловайского термин "Великий рязанский князь", "Великое княжество Рязанское" употребляется ещё для домонгольского периода. После 1237 года Рязанская земля являлась частью "Улуса Джучи", - "Орды" в руских летописях, и в этом смысле не могла быть независимым. Но вся Ростово-Суздальская земля (многочисленные княжества на территории РСЗ), Новгородская земля (с Псковом) точно также входили в состав "Улуса Джучи" и термин "независимость" имеет для них ограниченное значение. После смерти Великого рязанского князя Олега Ивановича, с начала 1400-х годов, Рязань попадает под управление Москвой, оставаясь одновременно под властью Орды. С каждым годом независимость Рязанского княжества становилась всё более и более иллюзорной и в 1456 году, по мнению Д.И.Иловайского, "окончательно прекратилась". Но юридически независимое Великое княжество Рязанское продолжало существовать до 1521 года.
Ещё одно важное обстоятельство: древней столицей Рязанской земли была Рязань, или Старая Рязань. Затем, в рассматриваемый нами исторический период, столицей стал Переяславль Рязанский. В своей главе я часто употребляю термин "Рязань" не в смысле название конкретного города-столицы, а как политического центра, символа Рязанской земли.

Истории Рязанской земли с 1240-х до 1500 годов посвящено не так много литературы. В первую очередь я говорю о популярной и в то же время научной литературе, написанной специалистами. Предлагаю вам список использованной литературы, которую я нашёл в магазинах в результате целенаправленных и длительных поисков:
1) Д.И.Иловайский. "История Рязанского княжества". Издательский дом "Рубежи XXI", Москва, 2008 г. Книга воспроизводит первое издание, опубликованное ещё в 1858 году в Москве, в университетской библиотеке. Качество работы молодого историка, а во время публикации работы Дмитрию Ивановичу было 26 лет, говорит само за себя - даже в наши дни, т.е. через 163 года, книга представляет значительный интерес. Ценность переиздания в том, что она напечатана современным русским языком, а так же дополнена современными научными комментариями к тексту, примечаниями, библиографией, именными и географическими указателями.
Признаюсь честно, я не люблю покупать книги, воспроизведённые с использованием дореформенного алфавита, да ещё (обычно) на бумаге ужасного качества. Для специалистов историков они, может, и представляют интерес, но вот для обычного читателя ?
2) А.И.Цепков. "Рязанский край. Середина XIII - начало XVI века". "Александрия", Рязань, 2014 г.. Книга издана при финансовой поддержке Владимира Валентиновича Черницына. Замечательное исследование краеведа, всей душой любящего свою Рязанщину. В книге Александр Иванович часто вступает вступает в спор с маститыми историками. Я не специалист в данном вопросе и мне трудно судить, кто прав, но я уважаю людей, занимающихся подобной работой. В своём полемическом задоре, как мне кажется, Александр Иванович иногда перебарщивает.
3) А.В.Лаврентьев. "После Куликовской битвы. Очерки истории Окско-Донского региона в последней четверти XIV - первой четверти XVI вв." Москва. "Квадрига", 2011 год. Книга даёт интересную информацию о том, как Куликовская битва повлияла на взаимоотношения Москвы и Рязани, дальнейшей истории собственно Рязанского княжества.
4) "Труды Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Сборник научных статей. Выпуск 2." Рязань. 2004 год. Это единственная книга, которую нашёл в Рязани, в здании Музея купил. Думаю, просто мне не повезло. Материала по нашему временному периоду в ней практически нет, но упомянуть надо.
5) Знаю о существовании ещё одной монографии: Кузьмин А. Г. "Рязанское летописание: Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI в." — М.: Наука, 1965. Но пока эту работу не нашёл в продаже и в интернете.
6) Борисов Н.С. "Возвышение Москвы". , гл.7, 31, М.: Русскiй Мiръ, 2011.

Очень важным для изложения истории Рязанской земли я считаю моё фотопутешествие по замечательному "Рязанскому историко-архитектурному музею-заповеднику", которое поможет мне донести информацию до читателя. Отдельные выставки, и отдельные фотографии, касающиеся рассматриваемого в этой главе исторического периода, я буду выкладывать в ходе моего повествования.

На страницах своего первого сайта я достаточно подробно рассказал о природно-географических особенностях Рязанской земли. Не буду здесь повторять сказанное, кроме одной важной детали: по своим природно-географическим условиям Рязанская земля делилась на две части. Река Ока разрезала Рязанскую землю на две неравные части, различающиеся по своим природно-климатическим условиям.
«РЕКА ОКА И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ»
Северная и Северо-Восточная часть Рязанской земли, в том числе Муром и его окрестности, за северной стороной Оки, лесистая, болотистая местность. Здесь проживали представители финно-угорских племён. Места трудные для повседневной жизни. Неслучайно уровень жизни местных жителей был всегда относительно невысокий. Предлагаю вам посмотреть фотографии в Яндексе. Фотографии красивые, но жить в таких условиях долгое время было очень трудно.
«МЕЩЕРСКИЙ КРАЙ»

Южная часть, по южную сторону Оки - благоприятная для жизни. Её колонизировали славяне-земледельцев. Если сравнивать эту часть Рязанской земли с другими территориями (будущей) Московской Руси: Новгородской (с Псковом) и всей Ростово-Суздальской земли, то она является самой плодородной и комфортной для проживания. Непосредственно вдоль Оки песчаные почвы, но людей кормила река, а вот южнее начинались плодородные чернозёмные почвы. Очень важное обстоятельство не только в наличии плодородных чернозёмов, но и большого количества воды (реки) и влаги вообще. На территории современной южной России есть регионы с плодородными чернозёмами, но страдающими от отсутствия воды.
«ЧЕРНОЗЁМНЫЕ ЗЕМЛИ РЯЗАНЩИНЫ»

Ещё полезная информация о природе Рязанского края:
«РЕЛЬЕФ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вот дошедшие до нашего времени описания Рязанской земли, сделаные современниками событий, которые мы описываем в этом сайте.
В записках о путешествии тогда ещё переяславского архимандрита Пимена из Москвы в Константинополь, в 1380 году, отмечается огромное количество животных в верховьях Дона: козы, волки, лоси, лисицы, бобры, выдры, медведи; птицы - орлы, гуси, лебеди, журавли и т.д.
Выписал цитаты из книги Иловайского. У меня есть книга с такими же описаниями, но выпущенная в советский период. Мне больше нравится у Иловайского.
Иосафат Барбаро, после 1450-х годов: "Жители Рязанской земли все до одного христиане и исповедуют веру груческую. Страна их изобилует хлебом, скотом, мёдом и другими сельскими продуктами; она вообще лесиста и довольно хороша населена.В Рязани приготовляют особенный напиток вроде нашего пива, называемый бузою (bossa) (думаю, это медовуха - В.Замятин). Несколько далее встречается город Коломна, укреплённый подобно Рязани деревянными стенами. В обоих городах все строения деревянные по недостатку каменного материала. За Коломной, в расстоянии трёх дней, течёт значительная река Москва, на которой стоит город того же имени".
Венецианский посол Амвросий Контарини сам проезжал по Рязанской земле, так что его впечатление очень интересны: "12 сентября 1476 года вступили мы, наконец, с благословением Божим, в землю русскую, и первый предмет, представившийся нашим взорам при въезде в оную, была небольшая деревушка, окружённая лесом. Жители этой деревушки, услышав, что Марк (московский посол, возвращавшийся в Москву из Персии. К его свите и присоединился Контарини - В.Замятин) находится в караване, вышли к нему навстречу в большом страхе, опасаясь бывших с ним татар, и принесли несколько сотового мёду, которым он поделился со мной. Это пособие пришлось весьма кстати, ибо все мы до такой степени отощали от продолжительного пути, что едва могли держаться на лошадях. Отправившись далее, прибыли мы в город Рязань, принадлежащий одному князю, имеющему в супружестве сестру московского государя. Все строения в нём деревянные, не исключая и самой крепости. Здесь мы в изобилии нашли хлеб, мясо, напиток, приготовляемый из мёду. Отсюда пустились далее, проезжая по огромным лесам, и под вечер остановились для ночлега в русской деревне, где спокойно отдохнули, ибо, по милости Божией, находились уже в безопасном месте. Потом приехали в другой город, именуемый Коломной, который расположен на берегу реки Москва". В переводе Контарини советского периода ни одного упоминания о "помощи Божией".
Теперь давайте предоставим слово Герберштейну: "... потом следует Рязань, которая отстоит от Москвы на 36 германских миль. Эта область есть самая плодородная между московскими провинциями: в ней, как говорят, одно зерно даёт по два и более колосьев, которые растут так часто, что лошади с трудом проезжают по ним и перепёлки едва могут из них вылетать. Здесь великое множество мёду, рыбы, птиц и зверей; древесные плоды гораздо лучше московских; а народ очень смелый и воинственный. Берега её (Оки - В.З.) покрыты густыми лесами, которые изобилуют мёдом, белками, горностаями и куницами. Все поля, орошаемые ею, чрезвычайно плодородны; в особенности эта река славится богатством рыбы, которая предпочитается рыбе прочих московских рек (более всех муромская). В ней водятся: белуга, стерлядь, севрюга, осётр и белорыбица превосходного качества; думают, что большая часть этой рыбы заходит в Оку из Волги..."
В дошедших до наших дней грамотах, жалований поместий духовенству постоянно упоминают о бортных угодьях, пожнях (сенокосах), нивах, бобровых гонах и рыбной ловле.
Обратите внимание - во всех описаниях мы встречаем упоминание о больших лесных массивах Рязанщины.
Давайте посмотрим один их регионов средневековой Рязанской земли.
«РЕКА КРАСИВАЯ МЕЧА И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ»

Предлагаю вам отдельно посмотреть на природу Рязанской земли. Давайте посетим экспозицию Музея, которую я назвал: "Природа Рязанской земли".

Ещё один важный наглядный материал - карты Рязанской земли. Карты я взял из разных источников и переработал в фотошопе. Более подробную информацию найдёте непосредственно при изучении карт. Мне бы хотелось отдельно отметить - я не ставлю перед собой задачу воспроизвести на "моих" картах буквально всю информацию из первоисточника. Иногда, из-за плохого качества исходных карт, я не могу сделать это чисто физически.
Следующее важное замечание - многие населённые пункты и даже города, границы Рязанской земли, и т.д. - показаны на картах "приблизительно". Исходя из имеющихся в нашем распоряжении немногочисленных источников, современные исследователи не могут составить точные карты. Вы сами увидите различия.
Кроме того, в некоторых случаях я делал два варианта карт, стандартную и в бОльшем увеличении.

Если карта покажется вам слишком большой, пальцем левой руки нажмите клавишу "Ctrl" и ОДНОВРЕМЕННО пальцем правой руки вращайте колёсико на "мышке". Результат вас поразит.


Рязанская земля 2-й половины XII - начала XIII вв. По А.Н.Насонову
Карта-схема Рязанской земли в XII-XIII в.
Карта-схема Рязанской земли от 1300-х до 1521 года
Рязанское великое княжество в конце XIV - начале XV вв.
Рязанское великое княжество в середине XIV в. по А.Е.Преснякову
Города Рязанской земли по М.Н.Тихомирову
Рязанские волости середины XIII - середины XVI веков по письменным источникам. По А.И.Цепко
Пронское княжество в конце XIII середине XV вв. по А.И.Цепкову
Среднее Поочье середины XIII - начала XVI вв. по А.И.Цепкову

Наш рассказ о Рязанской земле мы начнём с жизни простых и не очень простых людей Рязанщины. Ока делила не только территорию Рязанской земли, но и проживающих на ней людей. Северную часть, за Окой, населяли финно-угорские племена "Мещера", "Мурома". Названия племён отразились в названиях города - Муром и название региона "Мещера", Мещерский край. Позднее здесь поселились выходцы из Орды, перешедшие на службу Москве. Жизнь людей того времени находилась в прямой зависимости от окружающей их территории. Песчано-глинистые и болотистые почвы этого региона не способствовали земледелию. Основа экономики - охота, рыболовство, бортничество. Длительное время местное население, можно сказать в "медвежьих уголках Рязанщины", оставалось языческим в силу изолированности от общего экономического и культурного пространства христианской части Рязанской земли. Историки отмечают общий невысокий уровень культурного развития Рязанской земли вообще, и мы может только представить, как обстояли дела в малодоступных местах Мещеры. Вдоль рек сохранились остатки небольших поселений, связывавших местное население с торговыми путями по рекам, но крупных населённых пунктов, а тем более городов там не было. Муром - исключение из правил, но вот кто основал город ? Христианизация язычников начинается только в начале 1300 годов, примерно через 300 лет после начала христианизации Руси. В музее Рязани я не нашёл ничего, что связано с материальной жизнью людей того времени. Из того, что я видел, предлагаю вам замечательный этнографический материал. Он относится к более позднему историческому периоду, но уверен, что жизнь в таких регионах меняется медленно.
"ОДЕЖДА ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ И ТАТАР, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ"
Если будет возможность, доеду до славного города Муром Уверен, в городских музеях наверняка найдётся материал на эту тему.
Судя по сообщениям в интернете, есть "Мещерский музей деревянного зодчества им. В.П. Грошева", Лункино, Егорьевск, но я в нём не был, а выложенные в интернете фотографии не очень интересные.

Теперь давайте рассмотрим жизнь и быт жителей Рязанщины на южной стороне реки Ока. Среднее Поочье середины XIII - начала XVI вв. по А.И.Цепкову
Основной этнический состав - славяне. Но славяне из разных племен. Вероятно, самые многочисленные - вятичи. Кроме того, в домонгольский период население пополнялось представителями кочевников, оседавших в силу разных причин на этой территории. Во времена ордынского ига на территории Рязанской земли поселились большие группы татар. Основная часть татар расселилась в районе современного города Касимов, т.е. на северной стороне Оки, но и южную часть Рязанщины заселяли небольшие группы татар. Плодородные, плохо заселённые земли Рязанщины, несомненно, влекли с северных руских княжеств славян-земледельцев, но время их "переезда на ПМЖ" в Рязанскую землю остаётся за временными рамками нашего сайта.
К сожалению, в доступной мне литературе я не нашёл описания социальной структуры рязанского общества. Но я думаю, что мы можем пойти следующим путём: существует похожее общество, имеющее не только общие с рязанцами этнические корни, но ведущее сходный образ жизни в это же время. Я вам предлагаю ещё раз прочитать мою статью, посвящённую Киевской земле, особенно той её части, где описывается жизнь южных (пограничных) административных округов - поветов. "КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ" .
По аналогии с пограничными поветами Киевской земли, можно предположить, что отношения внутри правящего слоя, да и в рязанском обществе вообще, оставались во многом патриархальными. Сглаживание противоречий, лояльность к соседям объяснялась именно спецификой пограничной жизни, где взаимовыручка и взаимопомощь в условиях регулярных внезапных скоротечных боевых действий была необходимым средством выживания.
Вот какую характеристику давали рязанцам руские летописцы ещё в домонгольский период. Когда в 1207 году Всеволод III "Большое Гнездо" осадил Пронск, в ответ на предложение вступить в переговоры он получил от горожан "буюю речь". В 1208 году теперь уже рязанцы прислали ему "буюю речь по своему обычаю и непокорству". Согласно летописям, рязанские князья ответили ордынцам: "когда нас не будет, всё ваше будет". Сообщения о рязанцах в более поздний период, который мы рассматриваем, дают такие же характеристики. Летописи XIV века изображают рязанцев людьми свирепыми, гордыми, и в то же время коварными и робкими. "Рязанцы свирепые и гордые люди", написал однажды московский летописец, описывая битву москвичей и рязанцев в 1371 году. Разумеется, сообщения пристрастны, но общая характеристика вполне понятна. И в этом нет ничего необычного. Жизнь на пограничной территории накладывает свои особенности на характер людей.

Самая большая социальная группа - крестьяне. Судя по имеющимся сведениям, крестьяне имели право свободного перехода. Это право официально признавалось в пределах Рязанской земли. Вероятно, как и в Киевской земле специфические условия жизни и относительная немногочисленность сельского населения заставляли господ умерять свой пыл в части эксплуатации податного населения.
Предлагаю вам посмотреть одежду крестьян Рязанщины XIX века. Разумеется, она отличалась от одежды крестьян рассматриваемого нами периода, в том числе в материалах, используемых для изготовления одежды. Но народная одежда глубоко консервативна и мы можем предположить, что одежда наших далёких предков во многом была похожа на ту, что вы сейчас увидите. "Одежда крестьян Рязанщины в XIX веке"
Что касается крестьянского быта, то раскопок на территории деревень не проводят, так что могу вам предложить современный взгляд на крестьянский быт XIX века. Я не думаю, что быт крестьян сильно изменился за столетия. Если только убрать изобретения более позднего времени и можно представить, как жили крестьяне сотни лет назад: "ПРЕДМЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТА КРЕСТЬЯН РЯЗАНЩИНЫ в XIX веке".
Украшения, отделка крестьянской одежды, а так же бытовых предметов имела не только эстетическое, но и вполне практическое значение с точки зрения людей того времени. Чтобы увидеть, как практическая необходимость переродилась в эстетическую часть современного быта, предлагаю вам зайти на страницу, которую я назвал: "ГЛУБИНА НАРОДНОЙ ПАМЯТИ".

Про пограничную стражу Рязанской земли подробных сведений за этот период я пока не нашёл, но о её существовании сомневаться не приходиться. Думаю, в общих чертах она напоминала пограничную стражу и систему защиты Киевской земли. В музее вы можете посмотреть на одежду, которую носили потомки рязанских пограничников: "ОДЕЖДА ПОТОМКОВ ВОЕННО-СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ РЯЗАНЩИНЫ"

Пока ничего подробного о хозяйстве Рязанской земли того времени сказать не могу, за исключеним общего рассуждения о том, что земледелие очень зависит от общей военно-политической обстановки. Когда общая ситуация стабилизировалась, земледелие процветало. Когда наступало смутное время, люди предпочитали заниматься промыслами, т.к. такой способ ведения хозяйства более надёжный. Ликвидный, говоря современными словами. Рязанщина славилась пчеловодством, мёд и воск были важной статьёй экспорта. В Рязанской земле "бортные ухожаи принадлежали лично великому князю", вероятно, по причине чрезвычайной прибыльности и стабильности дохода. Следующий важный промысел - бобровые гоны, а так же пушной промысел вообще. Славилась Рязанщина рыбой. Но и многочисленные дикие животные, водившиеся в то время в южных лесо-степных и степных частях Рязанской земли вне всякого сомнения являлись важным источником доходов. Купцы из многих городов приезжали в Рязанскую землю за кожами.
Насколько я понял, в это время в Рязанской земле не существует крупных землевладений. Исключения составляли княжеские владения, но и они отличались чересполосицей.

В княжеских грамотах мы встречаем следующие категории княжеских слуг: дьяки, казначеи, ключники, приставы, тиуны, доводчики, таможенники, даньщики, ямщики, боровики, бобровники, бортники, закосники, неводщики, ловчане, рыболовы, гончары, конюхи, садовники, источники, псари, ястреби, подвозники медовые, меховые и кормовые. Кто-то из них был вольным, кто-то холопом.
Из живших в Переяславле ремесленников грамота называет серебренщиков и пищальщиков, но несомненно существовали и ремесленники других специализаций.
Упоминаются так же гости (купцы). Во времена Ивана III гости делятся на лучших, середних и чёрных. Чёрные люди также делятся на группы. Нам известна группа чёрных людей, обслуживавшая послов, они назывались кладежными.

Боярское и служилое сословие в Рязани, по мнению Иловайского, не отличалось от московского или тверского. Лично свободные бояре могли переходить на службу к другому князю. Вот интересная фраза из договора рязанских князей: "А всякий пусть едет (на войну) с тем князем, которому служит, где бы не жил; а в случае осады города, кто в нём живёт, пусть в нём и остаётся, исключая бояр введённых и путных". Слово "путные" мы с вами встречали в Киевской земле, там это были специальные люди, курьеры, одновременно следящие за состоянием дорог. А вот "введённые бояре" в Московской Руси - это судебные представители князя. Бояре вообще составляли администраторов, управленцев в системе княжеской администрации. За свою службу князю они получали землю и людей. Младшая дружина, или дети боярские, в основном представители военно-служилого сословия. Основная боевая сила княжества - всадники. Все лично свободные, с правом отъезда. За свою службу получали землю. В начале XVI века в Рязанском княжестве насчитывалось до 15 000 конницы. Для сравнения, в Москве - 30 000, Твери - 40 000. Но Рязань славилась и своей пехотой, "сельские служилые люди". Суровая пограничная жизнь заставляла всех здоровых мужчин так или иначе овладевать оружием.
Рязанская элита в то время славилась своей воинственностью. Пригласить рязанцев в совместный военный поход считалось весьма разумным у руских князей и ордынцев. Вот некоторые походы рязанских дружин за пределы собственно Рязанской земли:
в 1333 году рязанцы участвуют в походе москвичей на Великий Новгород;
в 1340 году рязанцы вместе с татарами участвуют в походе на Смоленск;
в 1370 году москвичи с рязанцами участвуют в походе против Ольгерда.

Сложным и вызывающим споры вопросом является генеалогия рязанских Рюриковичей. Даже отцовство самого известного рязанского князя - Олега Ивановича достоверно не установлено по причине отсутствия документов. В интернете вы можете найти больше подробной информации на эту тему. Я составил список князей, правивших в Рязани, по Д.И.Иловайскому. Однако это не генеалогическая таблица с указанием кто кому приходится отцом, братом и т.д.:
РЯЗАНСКИЙ КНЯЖЕСКИЙ ДОМ. Таблица
Предлагаю схемы, в основе которых работа Д.И.Иловайского, посвящённая Рязанскому княжеству:
«РЮРИКОВИЧИ НА РЯЗАНСКОМ КНЯЖЕНИИ ДО 1258 года. Схема»
РЮРИКОВИЧИ НА РЯЗАНСКОМ КНЯЖЕНИИ ПОСЛЕ 1258 года. Схема.

Ещё менее известена генеалогия Рюриковичей в Муроме. Этот список также взят из "Книги династий: МУРОМСКИЙ КНЯЖЕСКИЙ ДОМ
Из Рюриковичей, убитых в руских княжества в послемонгольский период, наиболее тяжёлые потери понесла рязанская ветвь Рюриковичей:
Роман Ольгович Святой, убит в 1270 году;
Константин Романович, убит в 1305 году;
Василий Константинович, убит в 1308 году;
Иван Ярославович, убит в 1327 году;
Василий Васильевич, убит в 1327 году;
Александр Михайлович, убит в 1339/1340 году;
Иван Иванович Коротопол, убит в 1343 году.
В то далёкое и жестокое время княжеский титул давал не только права, комфорт, но и обязанности, которые надо было реализовывать копьём и зачастую оплачивать собственной жизнью.

У меня не так много материала о жизни элиты того времени, зато я предлагаю вам подборку фотографий из Музея, создающий некую атмосферу из жизни рязанской элиты:
"ИЗ ЖИЗНИ РЯЗАНСКОЙ ЭЛИТЫ."

О жизни городов, и особенно горожан Рязанской земли, известно очень мало. Письменные источники практически не сохранились. В политическом отношении в городах Рязанщины происходят те же эволюционные тенденции: политическая власть общин, разгромленных ордынцами, сходит на нет и единственной политической силой становятся князья. Разумеется, восстанавливается самоуправление, связанное с бытовой жизнью городов и сельской местности. В политическом отношении города Рязанщины становятся княжескими и (или) административными центрами, в которых сосредоточены административные органы, ремесленное производство, находятся военные гарнизоны.
Точно не известно даже расположение некоторых городов и городков Рязанской земли. В летописях, других письменных источниках упоминаются названия городов, но их расположение на современных картах "приблизительное". Вот одна из карт: Города Рязанской земли по М.Н.Тихомирову.
В книге замечательного рязанского краеведа Александра Ивановича Цепкова много места отведено его работе по восстановлению мест расположения населённых пунктов Рязанской земли, забытых и заброшенных в наши дни.
Основной источник наших знаний - раскопки археологов. Вы можете посетить раскопки археологов на территории кремля Переяславля Рязанского и своим глазами увидеть, как работают археологи: "АРХЕОЛОГИ - СЛЕДОПЫТЫ ИСТОРИИ"
В Музее есть две замечательные экспозиции, результаты многолетней работы рязанских археологов: "ПРЕДМЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И БЫТА ГОРОЖАН, НАЙДЕННЫЕ АРХЕОЛОГАМИ."
Имеющиеся в нашем распоряжении материальные находки показывают нам быт горожан, но не дают никаких сведений об общественных отношения, социальной и политической жизни городов Рязанской земли.
В Музее мне встретились две картины-реконструкции Переяславля Рязанского "Переяславль Рязанский. Современная реконструкция". Но картины показывают более позднее время.
Могу по этому поводу отдельно отметить, что строительство каменных зданий, обычно церквей для руского средневековья, надёжный показатель благосостояния города или княжества. Так вот, с 1237 и по начало 1500 годов, время нашего сайта, на территории Рязанской земли был построен, вероятно, один небольшой каменный Успенский собор в Переяславле Рязанском. Предположительное время строительства Собора конец 1300-х начало 1400-х годов. Время строительства второго каменного собора - Архангельского собора в Переяславле Рязанском, вызывает споры, но лично я (как не специалист), придерживаюсь точки зрения А.Г.Мельника о том, что собор построен "между 1522 и 1532 годами".
Любопытно, что лично посетивший Переяславль Рязанский в сентябре 1476 года венецианский посол Амвросий Контарини отметил: "Все строения в нём (Переяславле Рязанском - В.Замятин) деревянные, не исключая и самой крепости." Странно, что посол, который почти наверняка жил в центре города, в Кремле, не заметил каменного здания. И не просто каменного здания, а главного, кафедрального собора Переяславля-Рязанского. И ему никто и не догадался показать.
В Музее я сфотографировал макет-реконструкцию, которую можно назвать "Типовой дом жителя Рязанского города".

Более подробно об архитектурных памятниках Рязанской земли, в том числе подробно изучить спор специалистов по датировке Архангельского собора вы можете здесь: «ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ.»

Киевская земля напоминает по своим природно-климатическим характеристикам Рязанскую землю. Так что жилые дома, прочие архитектурные сооружения Рязанской земли того времени, как мне кажется, более схожи с архитектурой Киевщины, чем с архитектурными сооружениями северных регионов, т.е. будущей Московской Руси. Поэтому, предлагаю вам зайти на эту страничку: "АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВКЛ".
Но не будем забывать и свои пенаты, на этой страничке так же можно найти полезную информацию: "АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ МР".



Окраинное, пограничное расположение Рязанской земли всегда имело одну неприятную закономерность для её жителей: она первой подвергалась ударам, приходящих из степей завоевателей. Так было и во время ордынского нашествия 1237 года. Руские летописи сообщают о событиях скудно, точнее, слишком неконкретно, литературно. Сегодня мы имеем недостаточно реальной информации о том, как развивались события осенью-зимой 1237 года. Я не буду подробно останавливаться на этой трагической странице, так как большое количество самой разнообразной информации сегодня выложено в интернете, отмечу только несколько деталей.

Сосредоточение ордынских войск перед нашествием. 1237 г.
Вторжение в Северо-Восточную Русь. Взятие Рязани, Владимира Залесского. Декабрь 1237 - март 1238 гг.

Мы точно знаем, что рязанские князья вступили в переговоры с Батыем. В его лагерь рязанский князь Юрий Игоревич направил своего сына Фёдора вместе с богатыми дарами. Ясно, что он пытался оттянуть время и о чём-то договориться с Батыем, ставя на кон жизнь собственного сына. Но никаких подробностей мы не знаем. Известно, что после некоторого времени, примерно месяц, Батый убил молодого князя и его окружение, начав полномасштабное вторжение.
Мы точно знаем, что Юрий Игоревич образовал коалицию князей, в которую наряду с рязанскими (Юрий и Роман Ингваревичи), вошли пронский князь Всеволод Михайлович и старший из муромских князей.
Мы точно знаем, что рязанский князь послал за помощью в Чернигов и во Владимир-Залесский. Однако черниговцы и северцы не пришли на помощь, мотивируя свой отказ тем, что рязанцы раньше не пришли на помощь черниговцам на Калку. Что касается Великого князя Владимирского, то он, строго говоря, направил свои войска, но слишком поздно, когда Рязанская земля была разорена и покорена захватчиками. В сражении под Коломной (на границе Рязанской и Ростово-Суздальской земли) в начале 1238 года погиб Роман Ингваревич, а так же почти всё высланное из Владимира ополчение. Я думаю, но сегодня это не доказуемо, присутствие рязанского князя во владимирском ополчении свидетельствует о конечной цели военной помощи - Рязань.
Мы точно знаем, что рязанский князь - Юрий Игоревич вместе со своими дружинниками, союзными князьями и их дружинниками, а так же городским ополчением защищал (Старую) Рязань. После 7 дней непрерывного штурма (зарубежные авторы говорят о трёх днях), 21 декабря 1237 года Рязань пала. Отмечу отдельно - это была единственная столица Руских земель (государств), которую во время штурма защищал свой князь вместе с дружиной: Владимир-Залесский защищали сыновья Великого владимирского князя со своими небольшими личными дружинами и городское ополчение. Киев, Переяславль Руский, Чернигов, Галич и Владимир-Волынский защищало городское ополчение, вероятно с дружинниками, но князья блистательно отсутствовали "по уважительным причинам".
В некоторых руских источниках упоминается о битве рязанцев и ордынцев на границах Рязанской земли, однако зарубежные источники, описывающие поход Батыя, ничего о подобном сражении не сообщают, выделяя осаду и штурм Рязани. Похоже, никакого пограничного сражения и не было. Были, вероятно, стычки отдельных отрядов ордынцев и рязанцев, отступающих к Рязани.
Например, Новгородская летопись ничего не сообщает о полевых сражениях, но сообщает о штурме Рязани: «1237 год. НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ СТАРШЕГО ИЗВОДА»
Тверская летопись так же прямо пишет о том, что после провала переговоров рязанцы не вступали в полевые боевые столкновения с ордынцами, а сразу же заперлись в Рязани и Коломне.
Могу высказать своё личное мнение: рязанская элита действовала совершенно адекватно происходящим событиям. На переговоры с Батыем была послана представительная делегация. Одновременно были посланы делегации за помощью к соседям. Вероятно, рязанские князья предполагали встретить ордынцев на границе своей Земли, чтобы не допустить вторжения. Когда стало ясно, что помощь из Чернигова вообще не придёт, а из Владимира Залесского не успеет (именно так, я думаю, не успеет, слишком долго принималось решение во Владимире), было принято единственно верное решение - запереться в укреплённой Рязани и укреплённой Коломне. Вероятно, рязанцы всё же надеялись продержаться до подхода владимирцев. Как я уже говорил, здесь рязанцев (как впоследствии и другие руские города) ожидал неприятный сюрприз - оказалось, что кочевники умеют брать приступом города, причём брать быстро.

"Штурм (Старой) Рязани в декабре 1237 года" - макет.

Историки отмечают, что разгром Рязанской земли был тотальным, однако точное количество городов и населённых пунктов, разорённых в 1327 году, неизвестно. Многочисленные разрушенные и никогда больше не восстановившиеся населённые пункты Рязанской земли могли быть уничтожены ранее или позднее 1237 года. Известно, что Великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо уничтожил (Старую) Рязань, Белгород и несколько рязанских городов в 1209-1210-х годах. В отличие от 1237 года, уничтожая (Старую) Рязань Всеволод вывел рязанцев из города: кого-то отпустил, кого-то "расселил" в Суздальщине. Вот сообщение новгородской летописи:
1210 год— «Того же лЂта ходи Всеволодъ [Большое Гнездо] на Рязань, и рече имъ [новгородцам]: "поиде 2 къ мнЂ съ сыномь моимь Ярославомь [княжившим в это время в Новгороде] за Оку на ряды";
и переидоша к нему, и ту я изма, и посла пълкы, изма жены и дЂти, а градъ ихъ зажьже [так что мы сегодня не всегда понимает, где следы разрушения Рязани Всеволодом в 1210 году, а где ордынцами в 1237 году];
и тако я расточи я [принудительно расселил] по градомъ»;
Сравнивая два события, можно назвать Всеволода "раннесредневековым гуманистом".
В значительно более позднее время, когда южные границы Московской Руси-России передвинулись далеко на юг, многие небольшие городки-крепости на территории Рязанской земли были заброшены за ненадобностью. Когда вы видите крепостные сооружения современного Зарайска, см. ЗАРАЙСКИЙ КРЕМЛЬ, то возникают вопросы, а зачем здесь надо было строить такие мощные крепостные стены. Но это сегодня Зарайск, Тула, Коломна, Нижний Новгород и т.д. российская глубинка. А когда-то давно города-крепости являлись стратегическими форпостами, защищающими южную границу Северо-Восточной Руси.
Кроме того, мы достоверно не знаем о понесённых людских потерях. Переговоры с ордынцами длились почти месяц, так что вне всяких сомнений многие жители заранее укрылись в непроходимых лесах южной Рязанщины, в болотах и лесах на северной стороне, за Окой, как они это делали неоднократно. Повседневная жизнь рязанцев всегда была связана с постоянной угрозой внезапного нападения, так что "система раннего предупреждения" о появлении врагов и умение прятаться в окружающих лесах и болотах была частью того, что мы называем "образ жизни".
Кто-то, вероятно, понадеялся на защиту городских стен и погиб при штурме Пронска, (Старой) Рязани. Но всё это сегодня не более чем общие рассуждения.
Точно известно о гибели рязанского князя - Юрия Игоревича, его сына Фёдора, племянников Глеба и Романа, двоюродного брата Олега. Ещё один племянник - Олег Ингваревич, попал в плен и был уведён в Орду. Думаю, Олег Ингваревич перешёл на службу к ордынцам, иначе его просто убили бы, как убили князя Василия Константиновича Ростовского в марте 1238 года. Кроме того, погибли князь Всеволод Пронский и муромский князь, но его имени я не нашёл.


Восстановление порядка и управления в разорённой Земле выпало на долю ещё одного племянника Игоря - Ингворя Ингваревича, возвратившегося из Черниговской земли. В 1252 году, скорее всего из-за смерти Ингваря Ингваревича, из Орды отпустили Олега Ингваревича и он продолжил тяжёлую ношу восстановления Рязанской земли.
Сведений о жизни непосредственно после нашествия у нас нет, Известно, что в 1257 году на территории Рязанской земли прошла перепись и с этого времени рязанцы начали выплачивать дань Орде. Вероятно, в 1258 году умер Олег Ингворевич и рязанским князем стал его сын - Роман.
Методы управления Рязанской землёй ордынцами были типичными для других руских земель. Смотрите главу "ОРДЫНСКОЕ ИГО" . На территории непосредственно исторического центра Рязанской земли я не нашёл населённых пунктов, с названием Баскаки, Баскачи или подобные. Единственное название населённого пункта "Баскаково", имеющее отношение к истории Рязанской земли, я нашёл в книге Александра Ивановича Цепкова. Он упоминает о населённом пункте "Баскаково" на реке Красивая Меча. Сегодня с помощью сервиса Яндекс вы также можете найти это село между Ефремовым и Богородицким, на территории современной Тульской области. Но когда-то этот регион был частью Рязанской земли. Рязанское великое княжество в конце XIV - начале XV вв.

Как я замечал на страницах этого сайта, до определённого времени, пока существовало единое государственное образование, ордынцы были жестокими, но рациональными завоевателями. Главной задачей Орды являлось регулярное получение дани и поддержание в руском улусе порядка, так, как они это себе представляли. Надо помнить, что многие убийства руских князей в Орде были инспирированы такими же рускими князьями, соперниками в борьбе за власть. Некоторые нападения ордынцеы на руские княжества были спровоцированы рускими же князьями. Непосредственно после нашествия и разорения в 1237 году, ордынцы нападали на Рязанскую землю в 1278, в 1288 годах. Но давайте ещё раз посмотрим карту Рязанской земли.
После восстановления порядка, связанного с разрушениями 1237 года, Рязань продолжает территориальную экспансию на юг, начатую ещё в домонгольский период. Славяне-земледельцы идут всё дальше на юг Рязанщины, осваивать плодородные южные степи. Если до 1237 года их сдерживали кочевники-половцы, то теперь такой преграды не существует. Орда получала из Рязани зерно и поэтому совершенно понятно, что ордынская администрация была заинтересована в расширении руских земледельческих поселений. См. главу "ДВИЖЕНИЕ НА ЮГ"
Экспансию рязанцев на юг остановил распад единого ордынского "государства" после 1350-х годов (по моему мнению, Орда представляла из себя не государство в современном понимании, а сложное вождество). С началом ордынского ига "государственные" карательные экспедиции ордынцев были форс-мажорным обстоятельством, но с набегами неорганизованных татарских отрядов, "самостийних полевых командиров", рязанские князья вполне справлялись. Однако распад единой "государственной системы" Орды, а так же ликвидация постоянных источников дохода ордынцев, связанным с контролем за "Международными торговыми путями, контролируемые Ордой", привёл к появлению огромного количества боеспособных татарских соединений, буквально терроризировавших юг Рязанщины. И не только Рязанщины, но и всех южных руских территорий, как Московской Руси, так и ВКЛ.

Одновременно с возобновлением экспансии на юг, начинается экспансия на северо-запад, на территорию бывшего Черниговского княжества, можно сказать прародины Рязанской земли. Рязанская земля 2-й половины XII - начала XIII вв. По А.Н.Насонову. Черниговская земля прекратила своё существование как единое государство. На месте единого государства появляются новые княжества. Рязанский князья пытаются захватить так называемые "Верховские княжества", образовавшиеся на северо-восточной части Черниговской земли. Цель захвата понятна - это достаточно развитые в экономическом отношении регионы, с плодородными землями и высокой плотностью населения.
Давайте посмотрим ещё раз карту Рязанской земли. Обратите внимание на 1) историческое ядро Рязанской земли, 2) территорию к 1300 году; 3) территории, занятые рязанцами, но впоследствии отнятые Москвой. Карта-схеме Рязанской земли от 1300-х до 1521 года

Экспансию Рязани на северо-запад остановила новая политическая сила - Москва, а затем и Литва. Отмечу, что в "политическом треугольнике" Литва - Москва - Рязань каждая из сторон время от времени меняла свои предпочтения и союзника, поступая, скажем, так, по обстоятельствам. Но была ещё одна сила - Орда, так что в широком смысле наш треугольник можно смело поменять на "четырёхугольник с неравными сторонами": Орда-Москва-Литва-Рязань.
Первое столкновение Москвы и Рязани произошло в 1301 году, около Переяслава Рязанского. Предметом для спора была «КОЛОМНА» . Любопытно, что рязанцы бились против москвичей имея вспомогательный татарский отряд, но битву проиграли, а рязанский князь Константин Ярославович даже попал в плен. В московском плену он и умер через несколько лет. Не вдаваясь в перипетии дальнейшей борьбы, которую вы можете найти в интернете, отмечу два важных обстоятельства. Во-первых, Коломна, похоже, стала самым богатым городом Московского княжества после самой Москвы, так что предмет для борьбы, "приз" был вполне очевиден. В XIV-XV веках Коломна с волостями давала около трети годовой суммы "ордынского выхода" Великого княжества Московского. Во-вторых, Рязань длительное время не признавала потерю Коломны и только после 1380 года, по результатам Куликовской битвы, Великий рязанский князь Олег Иванович был вынужден юридически признать давно существующую реальность. До наших дней сохранилась копия договора между Москвой и Рязанью "Договор 1381 года между Москвой и Рязанью".
Москва не только остановила наступление Рязани на северо-запад, но поглотила к 1521 году саму Рязанскую землю. Процесс поглощения и "переваривания" новых территорий был небыстрым - большими частями и постепенно. На карте вы можете увидеть, как проходил процесс поглощения.
Общий перелом во взаимоотношениях наступил после 1380 года, ещё при жизни выдающегося рязанского князя Олега Ивановича. Таких выдающихся правителей у народов принято называть "Великими", но он был правителем маленькой пограничной Рязанской земли, утратившей затем свою независимость, так что история не всегда всё расставляет по своим местам. Надо отдельно отметить, что пик могущества Рязанской земли приходится на период правления Великого рязанского князя Олега Ивановича "Олег Иванович. Великий князь рязанский". Здесь бы я ещё добавил, что безусловно отважный, храбрый лично человек, князь Олег Иванович Рязанский в некоторых случаях оставлял своих подданных на произвол судьбы, покидая опасное место - "блистательно отсутствовал".
История сохранила нам имена его выдающихся соратников: Епифан Кореев, боярин Станислав, Иван Мирославич, зать Олега, Софоний Алтыкулачевич, Семён Фёдорович, Никита Андреевич, Тимош Александрович, дядько Монасея, окольничий Юрий, стольники Александр Глебович и Глеб Васильевич Логвин, чашники Юрий и Григорий Яковлевич, Семён Никитич с братией, Павел Соробич, ключник Лукьян, староста Габой и Василий Ломов.
И если Олег Иванович ещё пытался сопротивляться Москве, то после его смерти процесс поглощения стал необратимым.
Первый договор 1381 года, поставивший Рязань в подчинённое к Москве положение, стал, возможно, расплатой Рязани за неучастие в войне 1380 года с Мамаем. Но Олег Иванович, потеряв две важные территории, всё же оставался сувереном в своём княжестве, хотя и ограниченным в правах.

Сегодня мы изучаем историю из учебников, написанных далёкими потомками победителей. Но жизнь средневековой Северо-Восточной Руси надо рассматривать глазами человека того времени. Иначе мы многого просто не поймём. Каждое руское средневековое княжество/государство - свой обособленный, удельный мирок, стремящийся если не к поглощению соседа, то к сохранению собственной независимости. Любое соседнее руское княжество, претендующее на твои территории, твою независимость - твой враг. Средневековой Рязанское княжество ничем в этом плане не отличается от Московского, Тверского, Ростовского, Нижегородского и т.д. княжеств, от Новгородской, Псковской, Вятской республик.
Если ордынское иго для руских княжеств длительное время считалось данностью, возможно даже неким божественным наказанием за грехи, как писали грамотные люди, то отношения с соседними княжествами рассматривались несколько иначе. Ордынцы были понятны и предсказуемы: они требовали дань, людей, наказывали за неподчинение, но они не забирали себе территорий. Другое дело свои, руские соседи, которые не просто грабили, уводили людей в свои княжества, но и отбирали лучшие земли.
Едва оправившись от "Батыева погрома" рязанцы сами начинают экспансию на территорию бывшего Черниговского княжества, так же разгромленного Батыем. И остановила эту экспансию не Орда, а Москва и Литва.
В московских застенках погиб рязанский князь Константин Ярославович.
Не Орда забрала у Рязани богатый город с окрестными волостями - Коломну, другие территории, а Москва. Чтобы понять ценность Коломны, ещё раз замечу, что длительное время Коломна являлась богатейшим, после Москвы, городом Московского княжества. Треть ордынского выхода от Москвы давала Коломна. Так что сегодня мы вполне материально можем оценить утрату рязанцев.
Москва пыталась подчинить своей воле рязанских князей.
Если мы будем рассматривать события вокруг Куликовской битвы принимая во внимание всё вышесказанное, то многое в политике Олега Рязанского будет понятно. Добавим к этому и разгром Рязани, который учинили войска Мамая за участие пронцев (и рязанцев ?) в победной битве на Воже в 1378 году.
Как это не цинично звучит, но для рязанцев сокрушительная победа Москвы или Мамая в войне 1380 года ничего хорошего не давала. Идеальный вариант - взаимное ослабление двух сторон. Отсюда вытекает и необходимость маневрировать, давать всем туманные обещания, чтобы не попасть "под горячую руку победителя".
Думаю, Дмитрий Иванович (Донской) и Мамай это прекрасно понимали. Вот почему после битвы Москва не предъявила претензий Рязани, как, впрочем, не предъявила претензии Твери и Нижнему Новгороду. Никакие документы, или косвенные ссылки о существовании договора о совместных действиях против Мамая (или Орды) в 1380 году, т.е. юридически оформленные обязательства Рязани, нам неизвестны.
Что касается враждебных действий рязанцев в 1380 году, то в первом упоминании о Куликовской битве, созданном около 1409 года, почти через 30 лет, время жизни одного поколения - они сводятся к "перемётыванию" (разрушению) мостов на пути армии победительницы, возвращающейся с Куликового поля. Весьма странные действия, с точки зрения здравого смысла, а потому сомнительно, что такие события вообще имели место быть. В источнике, созданном ориентировочно в 1430-х годах, речь идёт уже о прямых грабежах московского войска, возвращающегося после битвы домой. И только созданный в начале 1500-х годов литературный памятник - "Сказание о Мамаевом побоище" - прямо обвиняет рязанского князя в измене православию, измене общеруским интересам т.д. Обвинения нарастают по мере отдаления Куликовской битвы.
В память о битве на Куликовом поле сегодня в Рязанском музее вы можете увидеть "Посох Пересвета", посох легендарного руского монаха-воина, погибшего на Куликовом поле.

Вызывает вопросы история с нападением Тохтамыша на Москву в 1382 году, в части якобы предательстве Олега Ивановича Рязанского, показавшего татарам брод через Оку в районе современного, Серпухова, чтобы провести их мимо своего княжества.
Существование брода через Оку не было секретом для Тохтамыша и его военноначальников. Татары давным-давно знали о его существовании и активно им пользовались, в том числе использовали брод ордынские купцы и посольства. В наши дни в центре Москвы существуют две улицы, Большая и Малая Ордынки. Само название говорит о том, что своим происхождением улицы связаны с длительными взаимоотношениями Москва-Орда.
Если вы посмотрите на карту Москвы, то увидите, что улицы ориентированы по линии "Центр Москвы (Кремль)" - "Серпухов". Таким образом, одна из древнейших дорог из Москвы шла в сторону Серпухова, затем через Оку по природным бродам.
Но лично я уверен, хотя доказательств у меня нет, что дорога возникла гораздо раньше, ещё в доордынский период.
Можно, конечно, предположить, что ордынцы "внезапно" забыли об этой дороге и древних бродах, и "для освежения памяти" они обратились к рязанцам. Но это уже из серии фантастика и фэнтези.
Кроме того, после разорения Серпухова и Москвы, на обратном пути, татары сожгли Переяславль-Рязанский. Иловайский по этому поводу написал: "по своему обыкновению". Как я уже заметил выше, ордынцы были жестокими, но рациональными правителями. И если они сожгли рязанскую столицу, то говорить о сотрудничестве татар и рязанцев в это время не имеет смысла. С момента установления ордынского ига татары действовали на Руси по известному принципу: "разделяй и властвуй", об этом пишут все наши историки. Если рассматривать с этой позиции поступок Тохтамыша, то он совершенно необъясним. Зачем сжигать столицу Рязанского княжества, если Олег Иванович помог ему захватить Москву ? Зачем разорять и озлоблять своего союзника по борьбе с Москвой ? Тохтамыш пришёл на Русь "навести порядок", "восстановить вертикаль власти", а не для единоразового грабежа. Чтобы и дальше управлять Северо-Восточной Русью, ему были нужны если и не прямая поддержка, то хотя-бы нейтралитет удельных руских княжеств, противостоящих Москве. Нижний Новгород Тохтамыш же не тронул.
Николай Сергеевич Борисов пишет: "По некоторым сведениям, виновником этого погрома были суздальские князья Василий и Семён Дмитриевичи". Может это и так, но совершенно не понятен мотив суздальских князей. Интересы Рязани и Суздаля не пересекались, а сами суздальские князья так же были заинтересованы в сильном союзнике против Москвы.
Через несколько недель после Тохтамыша Рязанщина была разорена уже московской ратью, причём даже более жестоко, чем это сделали ордынцы. Ни Тверь, ни Нижний Новгород, ни Суздаль подобным карательным мерам Москвы не подверглись, хотя суздальские и нижегородские князья, как мы помним, помогли Тохтамышу хитростью взять Москву. Можно предположить, что у москвичей могли быть серьёзные претензии (обоснованные, или нет, другое дело) к рязанцам за то, что они не предупредили Москву о движении ордынского войска. Странно, что такие претензии не были впоследствии предъявлены суздальцам и нижегородцам.

Титаническими усилиями Олег Иванович восстановил политическую независимость. В 1385 - Олег Рязанский "изгоном" захватывает Коломну, берёт в плен московского, бояр и "лучших людей". Рязанцам досталась богатая добыча. Посланное московское войско было наголову разгромлено рязанцами. Дмитрий Иванович Донской после ряда неудачных переговоров лично посетил Троицкий монастырь (будущую Троице-Сергиеву лавру) и попросил Сергия лично отправиться в Рязань на переговоры с Олегом Ивановичем. О чём говорили эти великие люди, мы не знаем и никогда уже не узнаем, но после совместных бесед Олег прекратил вражду с Москвой. В 1386 году Москва и Рязань заключили мир. В 1387 году сын Олега - Фёдор женился на дочери Донского Софии. С этого времени военные действия между Москвой и Рязанью прекратились навсегда. Всю свою неуёмную энергию Олег рязанский направил на Литву. Литва длительное время являлась для Рязани противовесом в борьбе с Москвой, но здесь его, в конечном итоге, ожидало разочарование и катастрофа.
Историки до сих пор не пришли к единому мнению, почему после смерти Олега Ивановича Рязань превратилась в покорного Москве вассала. Вероятно, одной причины не было, была совокупность причин, в том числе натиск неорганизованных татарских отрядов, справиться с которым у Рязани не было ни сил, ни ресурсов, а так же значительное превосходство Москвы.
Возможно, поражение 1402 года, когда литовцами были разгромлены рязанские дружины, подорвало немногочисленные, если сравнивать с Москвой, военные, людские ресурсы Рязани, а ставка на расширение территории провалилась.
Вероятно, ещё одно важное обстоятельство - результат военной катастрофы 1402 года, когда литовцы не просто разгромили рязанские дружины, но в плен под Любутском попал сын Олега - Родослав Ольгович. Здесь я встретил противоречивую информацию:
По мнению А.В.Лаврентьева, сумма выкупа, заплаченная Витовту, 2 000 по одним, или 3 000 рублей по другим источникам, просто подорвала экономику Рязанского княжества. Александр Владимирович приводит следующую калькуляцию (с.128): сразу после Куликовской битвы, т.е в 1380 году, общеруский выкуп Орде исчислялся в 4000 рублей. К 1400 году он составил 7000 рублей и из этой суммы на долю Рязани приходилось всего 750 рублей. Таким образом, сумма выкупа в три или четыре раза превышала сумму ежегодной рязанской дани в Орду, которую никто, естественно, не отменял. Таких денег у Рязани просто не было, но они были у Москвы. Никаких договорённостей, зафиксированных на бумаге, не сохранилось, но Александр Владимирович Лаврентьев вполне резонно предполагает, что Москва воспользовалась финансовыми проблемами Рязани, прочно "пристегнув" её к своим политическим планам. Возможно, осторожно предполагает Лаврентьев, дальнейшие "купли" Москвой рязанских территорий были натуральной оплатой за долги рязанцев.
Однако у Г.В.Вернадского, в его работе "Монголы и Русь", я встретил другие суммы. По его мнению, годовой выход непосредственно Рязанского княжества (две "тьмы" Рязанская и Пронская) в это время составлял, вероятно, 10 000 серебряных рублей. (с.237). См. так же ОРДЫНСКАЯ ДАНЫ. Сумма в 2 000 или 3 000 тысячи рублей очень большая, но вполне посильная для рязанцев. Да и исходя из здравого смысла можно предположить, что Витовт был реалистом и понимал, - существует определённый предел, выше которого рязанцы просто откажутся от выплаты выкупа.
А.И.Цепков предложил свою сумму ордынского выхода - "от 1200 до 1500 руб.(+-)" (c. 293)
В любом случае, разница в масштабах цен слишком велика.
После смерти Олега Ивановича, в 1402 году, Москва и Рязань заключили новый Договор, который положил начало конца независимости Рязанской земли. Вот что написал по этому поводу Иловайский: "Дальнейшая история Рязани представляет только постепенный переход к окончательному соединению с Москвой; отклонения от этого пути были очень незначительны. Между приемниками Олега нет ни одного князя, на котором историк мог бы с участием остановить своё внимание. Их имена сливаются вместе и не оставляют после себя никаких цельных образов".

В 1456 году скончался Великий рязанский князь Иван Фёдорович. Своего сына и княжество он оставил на попечение Великого московского князя Василия II Тёмного. Эта дата считается фактическим окончанием независимости Великого княжества Рязанского. Но через некоторое время Иван III отпустил молодого рязанского князя Василия Ивановича на великое рязанское княжение, женив его на своей младшей сестре Анне Васильевной.
Историки отмечают, но не могут объяснить весьма необычный механизм поглощения Рязани Москвой. Длительное время Рязань, будучи фактически сателлитом Москвы, сохраняла внешние атрибуты самостоятельного, независимого государства. В Рязани был свой Великий князь, свои деньги "Деньги Рязани". В Переяславле-Рязанском сидела многочисленная великокняжеская канцелярия, принимавшая решения, велись свои разрядные книги. Рязань даже сохраняла право на внешнеэкономические контакты с Литвой и Крымом, под строгим контролем Москвы, разумеется.
Литва, как пограничное с Рязанью государство, предъявляло претензии Рязани, но ответные претензию в Литву возили московские дипломаты. Под жёстким надзором Москвы Крым имел с Рязанью самостоятельные политические отношения, свою дипломатическую канцелярию. Послы из Бахчисарая ездили в Переяслав Рязанский, но не самостоятельно, а сопровождая ханского дипломата, отправляющегося в Москву. Крымский хан состоял в дипломатической переписке с Великим князем рязанским. Крымский хан называл Великого князя рязанского "другом", а не "братом", как московского и даже посылал в Переяслав Рязанский "лёхкие поминки". Но если у крымского хана возникали к Рязани реальные претензии, рязанцы, как мы помним, были воинственными людьми, то их отправляли напрямую в Москву.

Последний Великий рязанский князь Иван Иванович с помощью местной прорязанской партии пытался вернуть независимость, вероятно, опираясь на Крым и Литву. Как заметил Н.С.Борисов, "Судьба новгородского и псковского боярства была памятна всем". Известны фамилии его приверженцев: Кобяковы, Сунбуловы, Коробьины, Глебовы, Олтуфьевы, Калемины. Заговор раскрыли, Иван Иванович был вызван в Москву и арестовали в 1520 году, а в Рязанскую землю послали наместников. Даже верная Москве престарелая княгиня Агриппина, мать Ивана Ивановича, была вынуждена принять постриг и уйти в монастырь В Переяславле Рязанском сел знаменитый Иван Васильевич Хабар. В 1521 году, во время нашествия на Москву Магмет-Гирея, Иван Иванович сбежал из плена, некоторое время скрывался в Рязанщине. Однако Хабар, предупреждённый о бегстве, собрал местную знать и в присутствии епископа взял с них клятву не признавать своего бывшего князя. Его немногие сторонники в Москве были схвачены, допрошены и казнены в Москве. Ввиду бессмысленности продолжения борьбы Иван Иванович уехал в Литву. В Литве и умер, вероятно, в 1533 или 1534 году.
Москва поступила с Рязанью по стандартному методу - большое число жителей было переселено из Рязани в другие области.

Следует отдельно отметить, что поглощение Рязанской земли накладывало на Москву и ответственность. Ещё с самого момента возникновения Рязанской земли рязанцы самостоятельно решали проблему набегов соседей-кочевников. Никаких прямых свидетельств до нас не дошло, но нет сомнений в существовании своей пограничной стражи. Первые письменные свидетельства относятся к 1380 году - грамота митрополита Алексия. Это скрытые притоны разъезжающих сторожей и станичников, имевших обязанности наблюдать за движением татар. Во времена Дмитрия Донского наряду с рязанцами в степях встречаются уже и московские караулы. Историки считают, что Дмитрий Донской был хорошо уведомлён о движении войск Мамая и такую информацию могла поставлять только налаженная, эффективная система наблюдения.

Вот только некоторые даты нападения ордынцев на Рязанскую землю после 1350-х годов:
1373 набег Мамая
1377 набег Арапши.
1378 набег Мамая в отместку за участие рязанцев в битве на Воже.
1380 набег Тохтамыша
C 1388 по 1402 в летописи отмечено - семь набегов татар, из них пять безнаказанных, "приходиша татарове на рязанские украйны и много зла сотвориша, и отъидоша с полоном".
1408 - набег Едигея.
1444 - набег царевича Мустафы.
1460 - Большая Орда - Ахмата штурмовали Переяславль-Рязанский, но город не взяли.
1468 - нападение на окрестности Рязани.
Всего с 1400 до 1514 года летописи отмечают 15 наиболее значительных нападений на Рязанщину, из которых только в пяти случаях рязанцы сумели догнать татар, нанести им ущерб и отбить полон, в том числе в 1405, 1411 годах.
Более или менее спокойное время для Рязанской земли приходится на 1480 - 1513 годы.
В 1513 году крымский царевич Бурнаш-Гирей, сын Менгли-Гирея, осадил Переяславль-Рязанский, но не взял его. С этого года начинается новая волна набегов уже крымских татар, бывших союзников Ивана III.

В 1430 годы начинается резкая активизация нападения Орды на южноруские окраины. В 1432-1433 году московский князь подписывает с рязанским князем союзнический договор о совместной борьбе с татарами. В 1450 году московские воеводы разбили татар на р.Битюг, левом притоке Дона. Это был первый с 1380 года дальний поход московских полков за Оку. В 1492 году столкновения московских полков с татарами имело место "в поли промежъ Трудовъ и Быстрые Сосны". В 1511 году татар гнали "до Сернавы". В совместных походах принимают участие московские, рязанские, северские князья.
Совместное владение Москвой и Рязанью над регионом "Красивая меча" (с 1483 года) являлось способом совместной обороны от татар. Рязанское великое княжество в конце XIV - начале XV вв. в большом увеличении
В последней четверти XV - первой четверти XVI века Москва начинает создавать линию обороны степного юга, крепостей на Севере, "Романцева" и "града на Туле". Вокруг Тулы и Зарайска строят мощные каменные (кирпичные) стены. Это уже качественно новый этап в защите общих рубежей, однако время строительства защитной линии - "Рязанской засеки" выходит за рамки нашего сайта.

Тема отдельного разговора - история двух столиц Рязанской земли: Рязань или (Старая) Рязань и Переяславль-Рязанский или (Новая) Рязань. Древней столицей Рязанской земли была (Старая) Рязань. В 1237 году ордынцы штурмом взяли Рязань, а вот о судьбе Переяславля-Рязанского информации я не нашёл. Согласно дошедшим до нас сообщениям, Ингварь Ингваревич похоронил всех погибших и постепенно восстановил его. Очень важно, что Ингварь похоронил своих дядей - Юрия Игоревича и Олега в церкви Бориса и Глеба. Здесь же, но в другом склепе, он похоронил своих братьев - Глеба и Давыда. Где похоронен сам Ингварь Ингваревич, информации у меня нет, а вот его брат Олег Ингваревич "Красный" похоронен в (Старой) Рязани, но уже в церкви Святого Спаса в 1258 году.
"Храмы (Старой) Рязани"
"Храмы (Старой) Рязани"
Ясно, что город восстановился, иначе никто не стал бы хоронить князей в развалинах. Кроме того, судя по имеющейся информации, в это же время в (Старой) Рязани сидел ордынский чиновник - баскак, по доносу которого, как пишет В.Н.Татищев, в Орде в 1270 году убили рязанского князя Романа Ольговича.
Теперь давайте предоставим слово археологам. Взял отсюда: Путешествие в древнюю Рязань.Записки археолога»
"Вопреки летописному сообщению, что Ингварь Ингваревич «обновил землю Рязанскую, и церкви поставил; и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал», археология свидетельствует: после катастрофы интенсивная жизнь в городе не возобновлялась. Экспедиция не обнаружила культурного слоя послемонгольского времени, и лишь в южной части городища раскопано несколько усадеб XVII в. Открытые со стороны «татарского поля» земли, где некогда стояла Рязань, постоянно подвергались грабительским набегам монголов, служили коридором для их походов на север. В XIV в. столицу княжества перенесли в Переяславль (современную Рязань), прикрытый лесами и меньше страдавший от нападений".
Обратим внимание, столицу перенесли "в XIV веке". Во-первых, с 1237 до начала "XIV в." прошло 63 года. Много или мало ? Это время жизни трёх поколений. Трудно представить, что на протяжении жизни трёх поколений "интенсивная жизнь в городе не возобновлялась". Да и сама по себе датировка "в XIV веке" слишком обширна - сто лет, время жизни четырёх поколений.
Что касается тезиса о более безопасном расположении Переяславля Рязанского, то здесь я совершенно не согласен. Для мобильной татарской армии, проводящей "государственные" карательные экспедиции, разница в географическом расположении не имела никакого значения, а вот набеги неорганизованных отрядов ордынцев для города Рязань опасности не представляли. Иловайский пишет, что только в княжении Олега Ивановича (самого могущественного рязанского князя, напомню) Переяслав-Рязанский уничтожался татарами не менее 12 раз. И это не считая набегов литовцев и москвичей. Так что тезис о безопасном расположении Переяславля-Рязанского явно не подходит.
И ещё у того же автора:
"За полтора века раскопок в Старой Рязани исследовано не более 3 проц. площади городища. Еще только начаты работы на подоле и окружающих селищах". Будем надеяться, что дальнейшие раскопки внесут уточнения в существующие вопросы.

Любопытную информацию об "угасшей" (Старой) Рязани я нашёл у Иловайского. Дмитрий Иванович упоминает "Книгу Приправочную Поликарпа Давыда", описывающую Рязанский уезд в конце XVI века, в которой перечислены пять городов: Переяславль Рязанский, Старая Рязань, Перевитск, Ростиславль, Пронск. Ещё одна "Книга Большого чертежа", написана в начале XVII века. В ней мы встречаем всё те же пять городов: Переяславль Рязанский, (Старая) Рязань, Перевитск, Ростиславль, Пронск, но к ним добавлен ещё один город - Зарайск. (Иловайский, с. 188). Давайте обратим внимание, что обе "Книги..." не записки любопытствующих путешественников, а точные государственные документы. На основании имеющейся в них информации государство исчисляло налоги. Выходит, ещё к этому времени (Старая) Рязань вовсе не "угасла", а была одним из городов, именно городов Рязанской земли.

Время переноса столицы в Переяславль-Рязанский не известно. Часть историков относит события к правлению Олега Ивановича Рязанского. А вот Иловайский считает, что произошло это в начале 1300 годов. Аргументы следующие: в летописях перестаёт упоминаться (Старая) Рязань. Около Переяславля сосредотачиваются главные события, происходящие в Рязанской земле. В 1300 году в битве у Переяславля сходятся Ярославовичи. В 1301 году около Переяславля разбит Константин Данилович Московский. Здесь в 1340 году Коротопол убил Александра Михайловича Пронского. Сюда в 1342 году пришёл сын убитого Коротополом Александра Пронского - Ярослав Александрович с татарами и выгнал засевшего в городе Коротопола. Ворвавшиеся в город татары и прончане жестоко расправились с переяславцами.

Логика переноса столицы, как мне кажется, связана с направлением экспансии рязанцев на территорию Черниговского княжества. Вероятно, основная экономическая и политическая жизнь неизбежно сосредоточилась на северо-западе Рязанской земли, имея ввиду и захваченные новые территории. Совершенно естественно, что главный административный центр постепенно переходит в Переяславль-Рязанский, расположенный северо-западней от (Старой) Рязани.
Ещё один момент. Давайте ещё раз посмотрим на карту Александра Ивановича Цепко, описывающую нам Пронское удельное княжество. Границы Пронского удела в Рязанском княжестве до настоящего времени спорны, но если Цепко прав, то древняя столица - (Старая) Рязань по мере роста Пронского княжества оказывается фактически отрезанной прончанами от основного, высокоразвитого и плотно населённого великокняжеского домена. Разумеется, ситуация не критическая, но очень неприятная. Пронское княжество в конце XIII середине XV вв. по А.И.Цепкову в большом увеличении

Ещё одна страничка в интернете, посвящённая жизни рязанского города Зарайск в наши дни
«ЗАРАЙСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ»

Отдельная тема в жизни послемонгольской Рязанской земли, соперничество двух княжеских ветвей - Рязанской и Пронской, закончившейся только в середине XV века. Здесь, как и в общем контексте наших знаний об истории Рязанщины, очень много вопросом, на которые пока нет ответов. Даже сама причина соперничества не понятна. Рязанская ветвь Рюриковичей, пришедшая из Черниговской земли, разделилась на две ветви во времена Батыева нашествия. Родоначальник рязанской ветви - Иван Александрович. Родоначальник пронской ветви - Ярослав Александрович. Предполагается, что в основе борьбы лежал спор за право считаться "старейшей", т.е. доминирующей княжеской линией. Историки так же разделяются во мнении, какая из ветвей считается "старейшей". Внешне такая борьба выглядела, как попытки пронских князей завладеть великокняжеским Переяславль Рязанским столом, т.е. поднять свой статус до великокняжеского. Случаи, когда рязанская княжеская ветвь пыталась завладеть Пронском, неизвестны. Александр Иванович Цепков предположил, что в основе такой борьбы могла лежать этническая разница славянского населения Пронска с его окрестностями и Рязани-Переяславля Рязанского. Логика в его рассуждениях есть. Мы с вами знаем, что в домонгольскую эпоху Рязанскую землю колонизировали разные потоки славян: вятичи с запада и кривичи с северо-востока. Название рек около Переяславля-Рязанского - "Лыбедь" и "Трубеж" явно говорят нам о выходцах из южноруских земель. Карта-схема колонизации Рязанской земли
Противоречия между разными славянскими племенами, послужившими основой для формирования тех или иных городов-государств/княжеств, известны. По аналогии с политической историей той же Ростово-Суздальской земли можно предположить, что в определённой мере пронская и рязанская княжеские ветви хоть и вели личную борьбу за "старейшенство", но время от времени их действия отражали волю своих подданных.
Точные границы удельного Пронского княжества нам неизвестны. Предлагаю вам две карты.
Рязанское великое княжество в середине XIV в., в т.ч. Пронское удельное княжество по А.Е.Преснякову
Пронское княжество в конце XIII середине XV вв. по А.И.Цепкову в большом увеличении
Как вы сразу же заметите, границы удельного Пронского княжества кардинально различаются. Не будучи специалистом в этом вопросе, предлагаю вам самим решать. Для нас важнее другое обстоятельство. Московские князья воспользовались противоречиями рязанских Рюриковичей в борьбе за первенство в Рязанской земле. Чтобы расколоть рязанскую правящую элиту, Москва оказывала помощь одной из сторон - удельным пронским князьям.
Так, например, в 1371 года москвичи разгромили Олега Рязанского, а на великий рязанский стол сел Владимир Дмитриевич Пронский. Только с с помощью татар Олег изгнал пронского князя.
Такими же методами, поддержание и усиление раскола внутри правящей элиты, Москва боролась с Тверью.
Когда же Рязань попала под полную власть Москвы, после 1447 года, москвичи приструнили пронских князей, установив единовластную вертикаль власти рязанских князей, под контролем Москвы, разумеется.
Литва, как пишут некоторые историки, с самого начал признавала за рязанскими князьями титул (статус) "Великие", а пронских князей считали удельными.
Добавим, что пронские и рязанские князья, несмотря на вражду, время от времени объединяли свои силы для борьбы с татарами. Мы знаем о совместных военных действиях пронских и рязанских князей:
в 1365 году ордынский царевич Тагай взял Переяславль, а жителей погнал в рабство. Олег Рязанский совместно с Владимиром Пронским и Титом Козельским догнали его у Шишевского леса и разгромили.
1395 - поход пронских, козельских, рязанских и муромских князей на Литву.
1400 - битва пронских, рязанских, муромских и козельских князей с татарами между Хором и Доном. Разгром Мамат Султана и других татарских князей.

Предлагаю вам посмотреть фотографии, связанные с Пронском. Фотографии современные, сами понимаете, но дают определённую информацию к размышлению.
«ПРОНСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ»
«РЕКА ПРОНЯ И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ»

Вот пока вся информация, которую я хотел выложить на страницы моего сайта.
В заключении предлагаю вам совершить путешествие по замечательному Музею в Кремле Переяславля-Рязанского. Многие фотографии вы уже видели, но путешествие по Музею это совершенно другое и я предлагаю вам совершить отдельную прогулку.
РЯЗАНСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК.